Пара отзывов.

топ 100 блогов birserg_197722.06.2017 Пара отзывов. _5

Пара отзывов. _2
Авторы этой книги – Дм. Дегтев и Дм. Зубов – известны в основном интересными книгами, посвященными боевым действиям ВВС РККА и нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны. Отличительной особенностью этих любопытных работ является опора на оригинальные (не вторичные) источники: архивные материалы, воспоминания участников событий, публикации в СМИ тех лет. Авторы активно привлекают региональный компонент (в частности, страницы истории и документы Горьковской/Нижегородской области).
Рассматриваемая книга несколько выходит за обычные рамки исследований повожских историков — к проблеме советского ВМФ они обращаются, насколько мне известно, впервые. Но этот первый блин не стал комом.
Данная работа посвящена истории завода «Красное Сормово» и его мнолетнему вкладу в создание советского подводного флота. Авторы начинают несколько издалека, с рассказа о Сормовском заводе на рубеже 19-20 вв., и здесь они, на мой взгляд, увлекаются, посвятив несколько страниц судоходству по Волге в начале прошлого века, делу барона Фредрикса (с.23-25). Эти отвлеченные сюжеты повторяются и дальше – напр., выборы в Горьком в 1937 г. (с.86-90). Интересно, но не совсем по теме.
В общей сложности 100 стр. из 250 посвящены предвоенному времени, остальные — рассказу о Великой Отечественной войне.
Любопытно было прочитать, что Сормовский завод строить подлодки не хотел (это не было его профилем), не умел и не старался. Его заставила партия, и потом на протяжении многих лет сормовские инженеры и рабочие создавали подводный флот для Советской республики, но делали это долго и плохо.
Авторы невысоко оценивают действия красных подлодок в 1930-40-е гг.: во время советско-финской войны те преследовали и топили в основном либо союзников (немцев), либо нейтралов (шведов).
Военные действия в годы Великой Отечественной войны показаны только на Балтике. При этом авторы также отвлекаются на посторонние сюжеты: напр., на с.207-25 о подлодках вообще ничего не говорится, только о надводном флоте и ВВС.
По мнению Дегтева и Зубова, советские подлодки воевали плохо: демонстрируя крайне низкую результативность, моряки отчитывались о десятках потопленных кораблей (см. Заключение, где приведены конкретные цифры).
Встречаются ошибки. Скажем, на с.119 авторы неверно трактуют Указ Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 г. — действительно, им вводился семидневная рабочая неделя, но восьмичасовой, а не семичасовой рабочий день; семичасовой вводился на предприятиях, где было вредное производство, и ранее был шестичасосой рабочий день.
С оформлением книги — те же проблемы, что и раньше. Используя множество документов, авторы не всегда дают отсылки к использованным в тексте источникам. Сноски есть, общим числом 100, но больше половины приходится на четыре книжки, остальные – на несколько дел архива Нижегородской области. Складывается впечатление, что почти каждая глава книги Дегтева и Зубова основана преимущественно на одном источнике.
В конце работы отсутствует список использованной литературы и источников. Раскрываются не все понятия. Представлена вклейка с фото разного качества.
В целом, получилась любопытное, но не масштабное и комплексное исследование истории строительства и применения советского подводного флота. Однако как один из фрагментов общей картины рекомендую всем интересующимся историей Великой Отечественной войны.
(автор spl)
Интересная книга по истории становления строительства подводных лодок на "Красном Сормово" и их боевому использованию в годы войны. Авторы подняли архивы области, завода, газеты тех лет и приводят много любопытных фактов. Для пытливого ума есть что заметить и сравнить. Кратко показана история самого завода и жизнь рабочих до и после революции. Трудности освоения нового производства, факты вредительства и наивного ожидания светлого будущего в ближайшее время. Если фильтровать идеологические "танцы с бубнами"(комментарии авторов), то можно узнать много нового и получить пищу для размышления и анализа. Но, боюсь, не все смогут правильно понять как жили и трудились, воевали наши предки, почему было так, а не по другому. Не все факты разъясняются, скорее авторы недоумевают над наивностью(с их точки зрения) предков. Слишком многое хотелось им написать, но не все они поняли и осмыслили. В любом случае эта книга для вдумчивого и эрудированного читателя, не обращающего внимания на идеологические пассажи
(автор JanPaul)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В конце поста вопросы знатокам. Приветствуются любые советы, делал это варенье впервые. В прекрасный солнечный полдень собираем за городом одуванчики, самыхе большие и яркие. В средней полосе они скоро сойдут, поэтому поторопитесь. Но ...
Город Квебек. Столица канадской провинции Квебек. Один из старейших городов Северной Америки. Годом основания считается 1608. А впервые нога белого человека наступила сюда в далёком 1535 году. Это был сам Жак Картье, морской бандит на службе французской короны, первооткрыватель Канады. ...
В Бельгии бунт (так и сказали по Евроньюс) работников культуры. Не хотят театры и кинотеатры закрывать. С какой, говорят, стати, если мы все ограничительные меры соблюдаем, а рост госпитализаций в стране неуклонно уменьшается с начала месяца... Рождественские базары разрешены - и нам, ...
Сообщают, что сегодня после обеда возобновились артиллерийские бои на фронте под Луганском. Ополченец с позывным «Кадет», сообщил о том, что позиции ополчения регулярно подвергаются обстрелами из тяжелой артиллерии карателей, поэтому командование приняло решение вести ответный огонь. ...
И. Ф. Бабков . Воспоминания о моей службе в Западной Сибири. 1859—1875 г. Разграничение с Западным Китаем 1869 г. — СПб., 1912. И. Ф. Бабков 6-го июня 1858 года состоялось мое назначение обер-квартирмейстером Отдельного Сибирского корпуса. Отправляясь в ...