ПАНЕГИРИК ПАДАЮЩЕЙ ЗВЕЗДЕ.

топ 100 блогов 21.01.2010
ПАНЕГИРИК ПАДАЮЩЕЙ ЗВЕЗДЕ.

ПАНЕГИРИК ПАДАЮЩЕЙ ЗВЕЗДЕ.

В палатке тихо. Кончено сраженье,
Легионеры выбились из сил.
Враг отошел - но призрак пораженья,
Как саваном всю армию накрыл.

На ложе, что от крови стало алым,
Лежал, пройдя свой яркий, краткий век,
Жестокого копья пронзенный жалом,
Философ-император.., человек.

И чудилось ему, что на пороге,
Где собрались немногие друзья,
Пришли проститься с ним Олимпа боги,
Или к себе позвать, рукой маня.

Что обступили ложе и взирают,
Гомер, Платон, Сократ и Демосфен,
Кто прежде жил - кому всегда внимают,
Чью мудрость людям он вернуть хотел.

Но не успел - недолгие два года,
Как всполоха мелькнувшие огни.
Забудут снова люди Гесиода,
И не прочтут его "Труды и дни".

Он проиграл, и имя Юлиана,
На многие столетия вперед.
Враг сделает синонимом обмана,
Отступником от правды наречет.

Но почему? Ведь он вернул свободу,
Чтоб каждый верил лишь во что хотел.
Он выбор дал и власти, и народу,
Но не Христу, а Солнцу гимны пел.

Не принуждал, и не казнил за веру,
Вернул из ссылки даже христиан.
Не угнетал по древнему примеру,
Он гностиков, евреев, ариан.

Такое не прощают - дни минули,
Что было - то прошло, не жаль ничуть.
И он уснет - как многие уснули,
Друзья, не плачьте, это к звездам путь.

"О Царь мой Солнце, кровь возьми себе,
И будь доволен... Я иду к тебе..."

Алексей С. Железнов - Гримнир Татхагата.

ПАНЕГИРИК ПАДАЮЩЕЙ ЗВЕЗДЕ.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Фла́вий Кла́вдий Юлиа́н, лат. Flavius Claudius Iulianus, известный также в истории христианства как Юлиан Отступник, лат. Iulianus Apostata (331 или 332 26 июня 363) римский император (361 363) династии Константина. Последний языческий римский император, ритор и философ. Также иногда упоминается как Юлиан II.

Юлиан Второй, прозванный Отступник за попытку вернуть философию и язычество в виде неоплатонизма в Римскую империю, был последним императором, кто посмел восстать против монополии христианства, причем только одной его формы. Он издал указ о веротерпимости, вернул опальных язычников, православных (тогда у власти были ариане) и христиан всех направлений, подвергавшихся преследованиям официальных церковных властей. Также намеревался возвести Иерусалимский храм иудеям, разрушенный римлянами-язычниками и не восстановленный римлянами-христианами. Он не был ни идеальным, ни чем-то особо лучшим других многих. Но он искал мудрость и старался, как мог, ею поделиться - хотя и наивно. Правил он всего два года и погиб в бою с персами. Во времена, когда императоры имели власть неограниченную над людьми - причем как прежние языческие, так и в не меньшей степени новые христианские, Юлиан старался вести себя как философ. Вот примеры:
1. Ко времени Юлиана в самом Константинополе не было уже ни одного языческого храма. Новых храмов в короткий срок воздвигнуть было нельзя. Тогда Юлиан совершил торжественное жертвоприношение, по всей вероятности, в главной базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых бесед и украшенной Константином статуей Фортуны. По свидетельству церковного историка Созомена, здесь произошла такая сцена: слепой старец, которого вел ребенок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. На это Юлиан ему отвечал: "Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение". "Я благодарю Бога, сказал старик, за то, что он меня его лишил, чтобы я не мог видеть твоего безбожия". Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. Не трудно представить, что бы сделали со стариком, скажи он такие слова императорам времен ранней империи или хуже того, христианским. И за меньшее казнили страшно.
2. Объявление веротерпимости было одним из первых актов самостоятельного правления Юлиана. При нем из ссылки вернулись представители многих опальных течений в христианстве, проходили публичные диспуты на религиозные темы. В своем "Эдикте о терпимости" от 362 года Юлиан разрешил восстановление языческих храмов и возврат их конфискованной собственности, а также вернул из изгнания сосланных христианских епископов. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства. Примеров отречения было немало. Святой Иероним называл подобный образ действия Юлиана "преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению". В основу своей религиозной политики Юлиан положил "идею терпимости"; орудием борьбы, которое он искренне предпочитал всем остальным, была открытая, свободная пропаганда. Он высказал много прекрасных мыслей о необходимости свободы совести. "Надобно убеждать и поучать людей, читаем мы в одном из его последних посланий, обращаясь к их разуму, а не к ударам, оскорблениям и казням. Я поэтому опять и всегда приглашаю тех, кто ревностно предан истинной вере, не причинять никакого вреда секте галилеян, не допускать по отношению к ним никаких насилий. Надо питать больше жалости, чем ненависти к людям, достаточно уже несчастным, благодаря их заблуждению".
Юлиан пытался вырвать у церкви монополию помощи слабым и предписывать чинам государственного жречества устраивать больницы, странноприимные дома, богадельни, раздавать хлеб и милостыню беднякам, защищать несправедливо преследуемых.
Было издано только два эдикта, стеснявшие права церкви. Первый требовал от христианского духовенства возвращения языческим храмам отобранных у них и пожалованных христианским церквам земель и отнимал у клира предоставленные ему исключительные экономические и политические привилегии. Второй запрещал христианским священникам преподавать в светских (муниципальных) школах. Могут быть также указаны только отдельные случаи, когда Юлиан проявлял к христианам враждебное пристрастие (например, возбуждение жителей Бостры против их епископа) или когда он выше меры оказывался снисходительным при подавлении насилий язычников против христианских пастырей (например, амнистия жителей Александрии после убийства епископа Григория).
В остальном же он правил как правили все - миловал друзей и наказывал врагов. Но миловал и врагов. Он был просто человек - не мудрец и не дурак, не фанатик и не безбожник - он был философ, наивный, экзальтированный - но стремящийся к благу - как он его понимал - и без насилия. Редкое явление на престолах. И как правило, не долгое. Либо враги, либо свои и убивают - по одной из версий, его убил не персидский воин, а легионер-христианин, но это не доказано.
Юлиан написал трактат "Против христиан", впоследствии уничтоженный. Но сохранились его основные тезисы. Прежде всего он отказывает "галилейству" (так всегда называет Юлиан Христианство) в самостоятельности: это, по его мнению, сколок с еврейства, а между тем идея божества и понятие о происхождении вселенной и о мироправлении в эллинизме бесконечно выше и разумнее, чем в иудаизме. Узко-националистический Иегова не может стать богом всего человечества; эволюция же эллинизма привела к построению мировой истины. Христиане не только отстали от высоких учений, созданных эллинизмом: они оказались неспособными понять все то возвышенное, что, как он признает, заключается в еврействе и восприняли от евреев одно их чванство, как от греков одно легкомыслие. Они уклонились и от тех истин, которые проповедовались их же учителями Иисусом и Павлом. Юлиан указывает на жестокие внутренние распри между христианами и утверждает, что ереси плод необъяснимых противоречий, скрывающихся в священных книгах христианства. Само учение о Боге, догмат о Троице, есть смешение греческого политеизма и иудейского монотеизма, лишенное всякой силы и истины. Христианский культ (например, поклонение могилам мучеников) полон безумия; громадность заблуждений познается в безнравственности и жестокости, в которых живут галилеяне. Необходимо спасти человечество от великой беды, к которой ведет его Христианство. Полемика Юлиана характерна для определения силы и слабости его взглядов. В ней можно, правда, найти предчувствие приемов новейшей критики и рационалистического анализа религии; но с другой стороны, Юлиан поражает ребячеством своих рассуждений, проявляет на каждом шагу легковерие и суеверие, обнаруживая, насколько нестройно соединялись в нем философские влечения с совершенно чуждой научной строгости мыслью, проникнутой пристрастием, наивностью и скачками. Не нам его судить.
Хорошая статья о Юлиане в открытой православной энциклопедии "Древо": http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=9865


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Одноэтажный дом с трёхоконным мезонином находится по адресу Воротниковский переулок, дом №10, строение 2. Название местности происходит от слободы московских воротников, охранявших городские и крепостные ворота. Вплоть до XVIII века в их обязанности входило отпирать и запирать на ночь ...
Второй по величине город Латвии, Даугавпилс, поразил двумя вещами: самым большим количеством красавиц во всей Прибалтике и массой интереснейших объектов, абсолютно неизвестных большинству туристов. Заброшенный город-крепость построенный для защиты от Наполеона в 1810, мрачная тюрьма где ...
"Тревога - это не что иное, как разрыв между "сейчас" и "позже"" (с). /Фредерик Перлз/ "Родина моя! Ты сошла с ума" (с). /Игорь Тальков/ Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Несколько недель прошло с момента заявления губернатора Ткачёва о ...
Наверное трудно найти в истории советского кино столь яркие антиподы, какими были Сергей Бондарчук (1920-1994) и Андрей Тарковский (1932-1986). С одной стороны — режиссер, ...
Первая - про экспедицию Лазарева и Беллинсгаузена к Антарктиде. Просто неизвестные или не особо освещаемые аспекты. Остановимся на одном моменте. В 1810 году купец Яков Санников, будучи одним из членов научной экспедиции Матвея Матвеевича Геденштрома, с острова Котельный (Новосибирские ...