Памятка воину

топ 100 блогов artyom_ferrier07.10.2021

Отрадно идти в бой, зная, что се есть решительная битва в великой войне, от исхода коей зависят судьбы мира и героев коей потомки будут помнить и чтить вечно.

Некоторая проблема, правда, в том, что где-то так процентов десять войн, имевших место в истории человечества, известны лишь очень узким и глубоким специалистам. И ещё процентов девяносто — неизвестны вообще никому из неблагодарных потомков.

Вот, скажем, что вы, любезный читатель, знаете, скажем, про «Войны Диадохов»?

Я лично, задай мне такой вопрос на улице, отвечу, примерно, что это грызня между бывшими корешами Саши Македонского за раздел его империи.

Кто конкретно?

Ну, наверное, был там Птолемей, как правитель Египта, и, наверное, был там Селевк, если от него пошла держава Селевкидов на Ближнем и Среднем Востоке, и кто-то ещё в Греции-Македонии. Но это неточно.

К;акие были битвы, кто побеждал, какие результаты?

Да знаю, что битвы бывали весьма эпические. По числу участников — как бы не больше, чем в собственно завоевательских походах Александра. И в трудах историков — освещались весьма подробно.

Но вот про Сашины Гавгамелы или Иссу я чего-то ещё знаю, а про Диадохов — очень смутно.

Ну или, скажем, Канны или осаду Алезии я себе хорошо представляю — а тысячи других римских битв и сотни других римских войн — through the glass darkly.

И я-то — ну, всё-таки существенно лучше знаю историю, чем средний современный землянин.

И вот подумалось, что обидно, поди, было бы греческим гоплитам или римским легионерам, когда б они понимали, что участвуют в такой войне, которая нахер никому не интересна и не известна будет спустя каких-то две тысячи лет.

А таких войн, повторю, подавляющее большинство.

И то — войны эллинов да квиритов, которые всё-таки в свете софитов исторической науки.

А какие-нибудь германские варвары, когда не с римлянами, а промежду собой дрались?

А скифы? Как бы ни были они круты — где те скифы, что мы знаем про них, помимо легенд, кое-как собранных Геродотом?

Это нужно помнить всякому воину, идущему в решительный и смертный бой.

Что он «смертный» — весьма даже может быть.

Вот прямо в пути какая-нибудь фигня тебе в башку прилетит — и, как говорится: «Ша, уже никто никуда не идёт». Для тебя — война закончена (и жизнь, впрочем, тоже).

Но вот «решительный»?

Да скорее всего, с вероятностью в 99%, нихера этот бой не решает — как и вся эта война.

И потомкам будет в целом плевать, кто там победил. Даже если это была тотальная война за захват территории — так на той территории будут жить потомки победителей, по-любому.

У них не будет особых причин оплакивать поражение тех, кто жил тут прежде их пращуров.

Но и быть благодарными далёким пращурам — тоже особых причин не будет.

Вернее, потомкам просто влом помнить всех, кому они должны были бы быть благодарны.

Леониду за Фермопилы, за сдерживание персидской экспансии и спасение вольного духа Эллады — так и быть (хотя, конечно, спартанцы были отморозки куда похлеще тогдашних персов).

Сципиону за спасение Рима от Ганнибала — тоже можно сказать «спасибо» (но и Ганнибалу — за то, что обогатил военную науку).

Ну, можно поблагодарить и Аэция за Каталаунские поля, типа, спас сердце Европы от гуннов — хотя всё равно папе римскому пришлось откупаться от Атиллы золотом.

Но в подавляющем большинстве случаев — мы не помним ни войн, ни полководцев, не говоря уж о простых героях, приносивших свои жизни в жертву светлому грядущему.

Поэтому, честно скажу, это довольно глупо — приносить свои жизни в жертву чему-то там светлому грядущему.

Во-первых, с почти стопроцентной вероятностью тебя по-любому никто не будет знать, помнить и чтить. Всем будет похер твоя жертва.

Во-вторых же, ты не читал будущих учебников истории — поэтому ты не знаешь даже, на правильной ли ты стороне.

Поэтому, всякий воин должен прямо задать себе вопрос — и честно на него ответить.

А именно — нравится ли ему самому то, что он делает?

Вот он — получает удовольствие от этой игры под названием «война»?

Она, вообще-то, довольно интересная штука. Будоражит, бодрит.

В этом имеет смысл себе признаться, что тебе нравится просто процесс как таковой, и пофиг на конечный результат. Возможно, на нашу планету послезавтра упадёт астероид — и тогда тем более будет пофиг, как кто тут воевал и побеждал.

Но при этом, конечно, можно считать, что, занимаясь войной, ты помогаешь человечеству не расслабляться, а мобилизовать свои лучшие силы для прогресса, чтобы, возможно, встретить и астероид Брюсом Уиллисом.

Ещё можно считать, что убитые тобою в честном бою враги — будут прислуживать тебе в Валгалле. Будут твоими младшими социальными партнёрами.

Ну и вот это, вера в полезность войн для прогресса и вера в то, что твои убиенные сделаются твоими рабами в Асгарде — это рациональные мотивы для того, чтобы быть воином и идти в бой.

А всякие там песенки про «решительную битву» в «судьбоносной войне» и «память потомков» - это херня.

Это хорошо было Ахиллу верить в бессмертие своей славы, когда он, сын богини, имел инсайд с Олимпа, что Троянскую войну поручат живописать самому Гомеру (когда он родится).

У большинства же из нас — нет ни инсайда такого, ни инсайта.

Лучше смириться, что наши войны — никто нихера не будет помнить и ни на что они не влияют, в исторической перспективе.

Но — бывают прикольны безотносительно перспектив.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Необыкновенно прекрасное девичье лицо, правда?  Было. Когда девушка была жива. Но она умерла совсем недавно. "После, но не вследствие" спасительной вакцинации чудесным препаратом. Умерла от разрыва аорты. Это ведь так естественно в ее возрасте. Одна из историй смертей "после - но не ...
Как может быть минус того, чего нет? Если речь о балансе на телефоне, то вполне бывает. Но вот чтобы чего-то реального... я даже представить не могла. Ну нет колбасы, так ее и нет. Нет подписчиков, значит и нет. Если никто не читает, то значит как минимум должно быть ноль, но не минус. ...
О бессердечных. Для бессердечных. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Нельзя убедить человека в том, что надо веровать в Бога. Нельзя убедить человека в том, что нельзя блудить. Нельзя убедить человека, что нельзя убивать. Человек это должен чувствовать сердцем – или хотя бы ...
Не так давно на знаменитом лондонском рынке мяса Smithfield открылся необычный и довольно жуткий магазин . Здесь любой желающий может приобрести "человеческое" мясо. Лавка успела изрядно нашуметь, от покупателей нет отбоя. Приобрести тут можно что угодно. Хотите ухо, хотите руку и даж ...
Сходили погулять по Тянь-Шаню. Позавтракать на трех с половиной тысячах дыней и алишаньским улуном - check. Полежать на пляже с томиком Мамардашвили - check (также полежать на трех тысячах с томиком Мамардашвили и притопить томик Мамардашвили в ...