Памагити!
desp_immigrant — 01.03.2021Попадаются мне изредка студенты, а вообще-то прямо скажу, это всегда студентки, определенного нелегкого типа. Тип «Помогите! Я НИЧЕГО не понимаю!».
И я честно говоря за все годы до сих пор слабо владею вопросом как с ними эффективно работать. Ну то есть я умею сделать так, чтобы они не мешали учиться другим. Но вот как сделать так, чтобы они сами учились — с этим намного сложнее.
Самая большая проблема здесь вот в этом «НИЧЕГО». Я не могу работать с «ничем».
Я не знаю и могу плохо себе представляю специфику других предметов, но в изучении иностранного языка, если человек оказался в классе и действительно «ничего не понимает» — это значит что он случайно попал на совершенно не тот уровень. Такое бывает, система тестирования несовершенна, но обычно это становится ясно преподавателю так ж быстро как и студенту, или даже раньше, и дальше идет разговор о том, что надо перейти в группу уровнем ниже и так далее.
Но в случаях с этими студентками они как раз примерно на своем уровне. Понятно, что звезд с неба не хватают, но — в правильной группе, там где им и надо быть. Но как только им дается какое-то задание, вместо его выполнения хоть как-нибудь начинаются жалобы на то что ну ничего не понятно!
По молодости я принимала это исключительно на свой счет, (неужели я такой говений преподаватель, что студентка НИЧЕГО не понимает — а не пора ли мне вон из профессии? ) Но сейчас со мной такие фокусы не проходят.
Вот например, сейчас я преподаю курсы онлайн. В этом есть много проблем и недостатков, но также есть одно несомненное достоинство- абсолютно все материалы, и тексты и упражнения и презентации, которые я использовала на уроке, после урока сразу же доступны на платформе. Запись самого урока — не доступна, мы их не ведем чтобы не нарушать privacy. Но все остальное — доступно, и с самого самого начала курса я все долблю и долблю мысль, что если кто пропустил урок или просто ушами прохлопал в каком-то месте — посмотрите презентацию, посмотрите материалы еще раз, там все подробно, а потом уже начинайте делать домашние задания.
Письмо и понимание разных жанров и их отличий - очень большой компонент этого экзаменационного курса, поэтому задания 'напишите про то-то и то-то' у нас встречаются очень часто. Они не легкие ( продукция — это самое трудное, труднее чем грамматические тесты итд) поэтому на уроках мы занимаемся разбором примеров, что делает этот жанр этим жанром, что надо включить, как развить идею, как оформить и так далее, кто-то задает вопросы, кто-то даже помогает, дополняя удачными примерами и идеями. И все это как можно более подробнее поддержано и объяснено в материалах.
И понятно, что со всеми нашими локдаунами, детьми на домашнем обучении, болезнями, у кого-то меняющимися рабочими сменами, бывает что кто-то пропустил весь урок, кто-то не услышал часть урока, и это все форс мажорные обстоятельства, за которые я никого не могу винить.
Но домашние задания я равно прошу всех делать. И тут у этой очень маленькой но важной категории студенток начинается: Я прочла презентацию, я прочла материалы, я прочла инструкцию к заданию, но я попрежнему НИЧЕГО не понимаю! Я не понимаю, что мне писать! И как! И где! И кому! И зачем!
Я на это всегда отвечаю: Я не могу Вам помочь основываясь на 'ничего' и я не могу провести отдельно Вам одной весь урок с самого начала. Посмотрите материалы еще раз, прочтите инструкцию еще раз и напишите хоть что-нибудь. Пусть это будет не совсем то или даже совсем не то, но тогда я хотя бы увижу в чем проблема, где вам непонятно, и мне будет с чем работать и что подсказывать. Или хотя бы посмотрите задание и задайте мне конкретные вопросы ' а что здесь? а как тут? а вот это надо так или эдак?' и я буду рада на них ответить. двинем дело с мертвой точки.
И я знаю что многие студенты делают именно так — пусть они что-то из урока не дополняли, но они работу худо-бедно написали, я ее прокомментировала, они ее подправили, в следующий раз уже немного получше, лучше понимают что именно спросить и уточнить и так далее.
Также я знаю что невротического типа перфекционисты могут откладывать задание до последнего (потому что им надо не 40 минут как обычным людям, а 440), или задать мне предварительно кучу вопросов вплоть до « А вот тут сказано надо примерно 250 слов, я написала 249, это хорошо или плохо?» — но с этим я хорошо знаю как справляться, и в итоге работы оказываются написаны, а это самое главное.
Но вот 'ничегошницы' предпочитают просто все так и оставить и ждать следующего раза, когда можно будет опять воскликнуть, что она совершенно ничего не понимает, и так до следующего раза, и она опять ничего не понимает...
Из наблюдений, это обычно неблагополучные женщины, все у них в жизни не слава богу, и мне жалко их, и я рада была бы им помочь и пойти на встречу, но им самим же надо сделать хоть несколько шагов вперед, ну хоть что-нибудь попробовать сделать для начала. А то только стояние на месте и полная беспомощность.
Были ли сами в такой ситуации? Или в моей? В рабочих ситуациях тоже такое иногда попадалось, но со студентами чаще.