Палаты князя Голицына в Охотном Ряду
architectstyle — 05.07.2024 За привычным обликом Охотного Ряда с гостиницей «Москва» и зданием Государственной думы уже никак не угадать уникального архитектурного ансамбля Москвы конца XVII в.,от которого сохранились только палаты ТроекуроваКнязь Василий Васильевичи Голицын,
фаворит царевны Софьи Алексеевны,
начал строительство своего дворца в первой половине 1680-х годов находясь на пике карьеры.
В 1687 г. он построил церковь Параскевы Пятницы, которая была соединена с его палатами галереей и служила его семейству домовым храмом.
Палаты Голицына были покрыты отдельными «кровками». чем напоминали Коломенский дворец. Некоторые кровли были золоченые. Особенно выделялись медный шагер над Большой столовой палатой и завершение Шатровой палаты, имевшей «в трех поясех 24 окна».
Изысканный облик палат дополняли нарядное крыльцо с круглой лестницей, открытое гульбище и необычайно сложная кирпичная декорация фасадов
Двор Пятницкой церкви примыкал ко двору Голицына с юга, то есть въезд в усадьбу с Петровской улицы (ныне Охотный ряд) осуществлялся сначала через церковные, а потом через усадебные ворота.
После опалы Василия Голицына его дом отошёл в казну, а комнаты и находящееся в них имущество были подробно описаны, оценены и приобщены к «Розыскным делам о Фёдоре Шакловитом и его сообщниках». В 1691 году палаты Голицына были пожалованы сыновьям грузинского царя Александру и Матвею Арчиловичам.
В XVIII веке дом принадлежал внуку Арчила Бакару Вахтанговичу, из-за чего назывался иногда «Бакаровым домом». В 1761 году в доме был устроен торжественный приём в честь грузинского царя Теймураза II, направлявшегося с дипломатической миссией в Санкт-Петербург. Палаты переходили по наследству, в XIX веке потомки грузинских царей сдавали их внаём. После того, как в 1871 году дом был продан, по выражению Владимира Гиляровского, «какому-то купцу», весь декор XVII века был срублен, так как мешал ремонту, были сломаны и остатки галереи, соединявшей дом с храмом Параскевы Пятницы. В результате палаты Голицына были переделаны до неузнаваемости, а к началу XX века в угрюмом здании помещались рыбокоптильня и извозчичий двор.
Архитектурный путеводитель по Москве 1913 года сообщал, что дом Голицына в Охотном Ряду «не уцелел» — однако обследование дома с рыбокоптильней в 1918 году привело к обнаружению старинных внутристенных лестниц, сводчатых помещений и подвалов. Палаты Голицына полностью сохранили старинную внутреннюю планировку. В 1920 году комиссия «Старая Москва» хлопотала об устройстве в них музея.
В течение 1920-х годов палаты были отреставрированы под руководством Петра Барановского. Под толстым слоем штукатурки были вскрыты следы роскошного декоративного убранства фасадов — белокаменных наличников, колонок, фриза.
Но в связи с реконструкцией центра Москвы уже к 1934 году по решению городских властей здание было полностью снесено — следом за находившейся по соседству церковью Параскевы Пятницы, бывшим домовым храмом Голицыных. Не спасло оба памятника архитектуры и заступничество академика Игоря Грабаря
В 1932—1935 годах на месте палат и церкви по проекту архитектора А. Я. Лангмана выстроили здание Совета Труда и Обороны.
|
</> |