Паки о сумерках просвещения
edgar_leitan — 01.11.2021Известное солнце новейшей русской поэзии выразилось о критике шумерологом проф. В. Емельяновым своих домыслов по поводу шумеров следующим образом:
"Профессиональная ревность среди специалистов, подобных флюсу, вообще очень распространена. Вот какой-нибудь человек находит у вас упоминание о шумерах, а он занимался шумерами всю жизнь, вложил туда все силы. Он начинает говорить, что вы неправильно понимаете шумеров, что шумеры были не такие, что вы лезете в те сферы, которых не понимаете. Дело в том, что любой человек, глубоко занимающийся какой-то одной проблемой, всегда с омерзением относится к тем, кто пытается туда влезть.
Что касается этих специалистов, их агрессию можно понять. Потому что они действительно вложили туда всю жизнь, а весьма вероятно, что ничего не достигли. Вот взяли попой, оказались такими вдумчивыми исследователями (такие люди есть), а толку ноль..."
Поо словам литератора выходит, что профессионал В. Емельянов, имеющий сотни научных публикаций, в том числе и целый ряд уникальных монографий, "ничего не достиг", и толку от него ноль? Любопытно. Но дело здесь даже не в этом хамстве, а в самой постановке проблемы. По мысли упомянутого литератора, суждения самозваного всезнайки о некоем предмете равны или даже превосходят своим качеством суждения профессионала, занимающегося этим предметом изо дня в день в течение десятилетий.
В отличие от В. Емельянова, я вот точно "ничего не достиг в жизни", однако всё же рискну назвать себя в области истории индийских философских и религиозных традиций и санскритской литературы каким-никаким, но скромным профессионалом. И я, каюсь, тоже с омерзением отношусь к подобным ему самозваным всезнайкам, нисколечко не знающим санскрита или, самое большое, самоучкам, берущимся мне объяснить, что там индийцы "на самом деле" имели в виду в таком-то произведении санскритской словесности, которую сами они способны читать лишь в переводах. Зато я с большим пониманием, сочувствием и симпатией отношусь к любителям и энтузиастам, пытающимся санскриту постепенно, год за годом обучаться, но при этом не спешащим записываться в число его учителей и пандитов, или в число духовных наставников.
Быков органично смотрелся бы на московских или питерских интеллигенских кухоньках образца 1970-х годов, с их неизбывной обильной водкой и высокомерными пьяными рассуждениями "о Боге и о том, как нам обустроить Россию". Печально то, что подобные ему скандальные литераторы обычно известны гораздо более широко, чем великий мастер своих шумерско-аккадских наук профессор Владимир Емельянов.
|
</> |