Паки и паки

О чем это собственно я - а все о том же.
«Я не ракетчик, я филолог…» (зачеркнуто) не египтолог, конечно, хотя историей Та-Кем таки интересовался всегда, еще с тех самых времен, когда в далеком 80-м году прочитал «На краю Ойкумены» (вот вышел бы роад-муви отменный, попади повесть в хорошие руки – например, Верховена, хе-хе!). Так что я и здесь молчать не стану (снова зачеркнуто) вставлю свои пять копеек…
О чем, собственно, речь – да вот, опять встречаю в Сети душераздирающий рассказ про великоужасных и злобномогучих гиксосов, облаченных в первоклассные брони, вооруженных сложносоставными луками, кои на своих новомодных колесницах (вундерваффе бронзового века) вихрем налетели на Средний Египет и подогнули злосчастных египтян под свое волосатое семитское (?) колено.
«Не верю!» (с) вот что я снова скажу по этому поводу, процитировав классика. Как бы то ни было, но (с чего начат был этот пост) паки и паки не устану повторять - порядок всегда бьет класс, и даже если класс на первых порах вдруг сможет добиться успеха (и – внезапно – ошеломительного), но это только на первых порах. А потом порядок приходит в себя, включает организацию, дисциплину, орднунг и что там еще есть у всякого нормального (а вот это место подчеркну особо!) государства и перемалывает варваров, превращая их в навоз для своей культуры.
В нашем случае – ладно, сложосоставные луки конечно хайтек, но не настолько хайтек, чтобы варвары дикие или даже полудикие не могли его освовить. Но вот что касательно бронзы, бронзолитейного производства в массовых масштабах (именно в массовых, для массовых же армий, а не дружин отдельных chieftain'ов) и тем более производство колесниц (снова – не для отдельных ироев, которые всех прочих ироев иройством своим превосходят и затемняют – но чтобы их можно было применять массово, даже не десятками, но сотнями и тысячами единиц) – вот на это у варваров прухи тупо не хватит, ни ресурсов, ни производственных мощностей. Государство (нормальное – еще раз подчеркну), напротив, такие ресурсы и возможности имеет. И потому при лобовом столкновении варваров и государства последнее по определению обязано одержать верх, даже если по первости варвары и смогут добиться успеха.
Почему по определению? А вот – наши варвары могут таки одолеть государство (в нашем случае Египет времен заката Среднего царства), но только в том случае, если это государство переживает не самые лучшие времена в своей жизни. Короче – кризис. Кризис глубокий, основательный, тотальный, я бы даже так сказал. И вот тогда у варваров как трупных червей появляется шанс. Короче – вторжение варваров имеет шанс на успех только в том случае, если государство и общество, его породившее, сильно, можно сказать, терминально больно. Падающего толкни, оказав ему последнюю милость – и наши варвары играют именно эту роль толкающего, добивая и пожирая организм, лишившийся витальной силы.
Ergo, вывод, так-скать – успех гиксосов был продиктован не неким военно-техническим их превосходством над ратями египтян, но кризисом, который переживало Среднеегипетское царство. Из-за этого кризиса оно не смогло должным образом отреагировать на угрозу со стороны дикарей, отмобилизоваться и отразить вторжение (если было именно оно, а не ползучая многолетняя инфильтрация отдельных патронимий, родов ака линьяжей, «племен» и т.п. общностей семитов (?) в восточные районы Дельты с последующим замещением местных на понаехов, а, похоже, именно так и обстояло дело, причем понаехи играли немаловажную роль именно в военной сфере - как наемники на службе фараонов и номархов). Не было бы кризиса – не было бы и гиксосов. Как-то так.

Кстати, вот на этом рисунке Мастера возничий-гиксос наг, аки Адам в раю (почти), а вот убивец-chieftain закован в хайтековские доспехи. А смысл? Чисто теоретические должно быть не то чтобы наоборот, но возница должен быть защищен хотя бы так же, как его "партнер", ибо без него убивец уже как бы и не юбервоин, а так, пеший пешеходец, которого всякий обидеть может.