Падуя - часть 11. Ораторий Сан-Микеле

Ручаюсь, что такой Падуи многие однодневные туристы не видали...



Этот гм-м-м водный объект называется навильо Интерно, купаться в нем я бы не решился, да и снующих по нему гондол я не обнаружил...Но все же такой канал посреди разморенного 30-градусного города был отдушиной. Ораторий Сан-Микеле стоит на набережной этого канала, но если ораторий случайно пропустить и пройти чуть дальше, то увидишь падуанскую обсерваторию (мы же с вами в старинном университетском городе!), обосновавшуюся в башне прежнего замка Каррара.

Мы же вернемся на пару шагов назад - к ораторию Сан-Микеле

Ораторий был устроен в 1397 году из части разрушенной церкви Санти-Арканджели, пострадавшей в ходе войны между миланскими Висконти и падуанскими синьорами Каррара. Заказчиком строительства капеллы был Пьетро ди Бартоломео де Бови, его потомки владели ею вплоть до XIX века. Здание постепенно приходило в упадок, пока не было закрыто в 1815 году. В 1871 году его открыли для публики после реставрации, в течение XX - XXI его то открывали, то закрывали, так как находящиеся в нем фрески требовали неоднократной реставрации; последний (пока что) ремонт закончился в 2018 году, но надолго ли его хватит, так что не откладывайте посещение оратория в долгий ящик...
Фрески оратория - единственная подписанная работа Якопо да Верона; информация о его жизни скудна, а прочие его работы лишь приписываются ему различными исследователями. Судить о стиле автора по его единственному циклу фресок нелегко; одни видят в нем верного подражателя Джотто, другие считают его учеником Альтикьеро; иные отождествляют его с болонским мастером Якопо Аванци. К сожалению, поработавшие в Сан-Микеле реставраторы сделали все возможное, чтобы мы не смогли оценить мастерство Якопо да Верона по достоинству: разрозненные прожектора немилосердно засвечивают части фресок, так что целиком рассматривать их не получается, только по яастям, а потом мысленно соединять увиденные фрагменты воедино.
Вот, например, каким мы видим сцену Вознесения Христова целиком

По частям получается получше:



Так выглядит сцена Рождества Христова целиком

Отдельные его кусочки



А вот в этом месте даже бывалый и циничный автор изумился

Нет, сцену Пятидесятницы я конечно же видел многократно. Но как выписана беседка! Полная иллюзия объема, хотя там естественно плоская стена.
Далее у нас Успение БМ



Не уверен, что центральная и правая части написаны Якопо, уж больно отличаются они от соседей по капелле. А вот ангел, взвешивающий души, скорее всего аутентичен.

Большое трехчастное Благовещение




Вот тоже непонятный затык - очень непохоже, что Оплакивание Христа написана мастером Якопо. А вот кусочек Распятия, поверх которого кто-то более поздний изобразил сцену Оплакивания, явно его рук дело.




Ну и отдельные святые


В целом ораторий Сан-Микеле оставил странное двоякое впечатление. Да, фрески XIV века, да, не все гранды вроде Муратова с Ипполитовым могли их увидеть, так что есть некое ощущение сопричастности тайне, но вот с освещением надо что-то делать. И да, дорогие итальянские музейщики, туалет без лампочки - это конечно экзотика, но на мои 4 евро, которые вы с меня взяли, лампочку можно и купить. Ну или свечку выдавать при входе...
|
</> |