Падение Иерусалима


Ровно 830 лет назад султан Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб (а в европейской традиции - просто Саладин) взял Иерусалим. Закончилось короткое, 88-летнее христианское правление "вечным городом", захваченным крестоносцами во время их первого похода на святую землю.
Когда 20-тысячная армия Саладина подошла к Иерусалиму, в нем было всего 14 рыцарей и 60 оруженосцев, наспех возведеннных в рыцарское достоинство, а также - несколько сотен ополченцев. Почти все силы "христова воинства" были уничтожены за два месяца до этого в битве при Хаттине, а новые контингенты еще не успели прибыть из Европы. Тем не менее, защитникам удалось отбить несколько штурмов. Но когда мусульмане 29 сентября, сделав подкоп, обрушили один из участков крепостной стены, положение осажденных стало безнадежным.
Последний правитель Иерусалимского королевства Балиан II Ибелин предложил Саладину капитуляцию на условии свободного выхода из города всех его защитников и жителей, которые захотят последовать за ними. Саладин согласился, но потребовал солидный выкуп в 100 тысяч безантов (византийская золотая монета). В ходе переговоров выкуп удалось снизить до 30 тысяч, после чего большинство христиан западного обряда покинули Иерусалим вместе с остатками гарнизона. Многие православные и монофизиты остались, предпочтя жить под властью мусульман, а не "папистов".
Когда известие о том, что "нечестивые магометане" вновь овладели Гробом Господним достигла Западной Европы, там немедленно началась подготовка к очередному крестовому походу, который закончился неудачей. Однако это уже другая история.

Средневековая карта, из которой видно, какое значение в те времена западноевропейцы придавали Иерусалиму, считая его центром земной ойкумены.

Иерусалим во время правления крестоносцев.

Саладин торжественно вступает в Иерусалим, приветствуемый местными мусульманами.

Внешность Саладина, как и подавляющего большинства исторических фигур эпохи раннего средневековья, остается неизвестной, поскольку его прижизненных портретов никто не рисовал и подробных описаний не делал. Поэтому на его посмертных изображениях мы видим совершенно разных людей. Каждый художник рисовал в соответствии со своей фантазией.
Слева: Саладин и его воины на рисунке современного английского художника-иллюстратора Агнуса МакБрайда.
В центре: германская книжная миниатюра XV века "Саладин - король Египта".
Справа: портрет Саладина, нарисованный в 1568 году флорентийским живописцем Кристфано дель Альтиссимо. На нем воинственный султан напоминает хорошенько посидевшего на диете дьякона Андрея Кураева.
|
</> |