Братья Райт по-европейски

топ 100 блогов vikond6530.09.2017 Братья Райт по-европейски farman_henri_record.jpg

Ровно 110 лет назад, 30 сентября 1907 года, впервые поднялся в воздух "Вуазен-Фарман" №1 - первый самолет, разработанный и построенный в Старом Свете, который мог более-менее нормально летать, правда, поначалу - только по прямой и в безветренную погоду.

Самолет был спроектирован французами - братьями Габриэлем и Гастоном Вуазен при участии автогонщика, а в дельнейшем - летчика и авиаконструктора Анри Фармана. Надо заметить, что к тому времени в США уже четыре года успешно летал аэроплан братьев Райт, но по другую стороны Атлантики о нем почти ничего не знали, поскольку Райты, опасаясь кражи технологий, долгое время скрывали свои достижения.

Все европейские аэропланы, построенные и испытанные до "Вуазен-Фармана", либо вообще не могли оторваться от земли, либо, в лучшем случае, совершали короткие подлеты на расстояния от нескольких десятков до полутора сотен метров. А "Вуазен Фарман" уже в третьем полете 23 октября 1907 года пролетел при свидетелях 771 метр, что было засчитано как официальный мировой рекорд, хотя, "Флаер" братьев Райт еще за два года до этого неоднократно летал на 20-30 километров.

В ноябре 1907 года Фарман впервые рискнул сделать в воздхе разворот. Это была нетривиальная задача, поскольку "Вуазен-Фарман" не имел системы управления креном, а потому любой боковой наклон был для него опасен. Пилот не мог его парировать и выровнять накренившуюся машину. В то же время "Флаер", оснащенный механизмом перекашивания крыльев, крутил лихие виражи.

В декабре "Вуазен-Фарман" был переделан. На нем уменьшили размах хвостового оперения, усилили шасси, а для повышения поперечной устойчивости крыльям придали положительный угол поперечного "V". Чуть позже для улучшения путевой устойчивости промежутки между бипланными стойками затянули полотном, сделав, как бы, дополнительные межкрыльевые кили.

В таком виде аэроплан в январе 1908 года установил новый "рекорд", пролетев полтора километра, а в феврале еще раз улучшил свое достижение, преодолев рубеж в два километра. Братья Райт, читая об этом, ехидно посмеивались, но не торопились афишировать свою машину.

В мае 1908 года Фарман совершил первый в Европе полет с пассажиром. Им стал миллионер, филантроп и энтузиаст авиации Эрнест Ардекон, с трудом уместившийся рядом с пилотом в одноместной кабине. В этом полете самолет покрыл расстояние в 1242 метра.

Через месяц Ардекон выплатил Фарману приз 10 тысяч франков за первый в Европе полет, продлжавшийся более 20 минут (точнее - 20 минут и 20 секунд). Возвращаясь к братьям Райт, надо сказать, что для них к тому времени уже давно были не в новинку полеты продолжительностью более часа.

В октябре "Вуазен-Фарман" еще раз реконструировали, оснастив системой управления креном. В вырезах на концах крыльев шарнирно подвесили элероны, связанные тягами со штурвалом. С этого момента он, наконец, стал полноценным самолетом, нормально управляемым во всех трех плоскостях. В том же месяце аэроплан совершил первый дальний полет протяженностью 27 километров. Братья Вуазен и примкнувший к ним Фарман быстро догоняли своих зациклившихся на секретности заокеанских предшественников.

В ноябре по идее Фармана самолет прошел очередную модернизацию. Для увеличения подъемной силы его оснастили третьим крылом, превратив из биплана в триплан. Братья Вуазен выступали против этого, считая, что двух крыльев вполне достаточно, но Фарман настоял на своем, упирая на то, что к тому времени он выкупил машину, став ее единственным полноправным владельцем. На этой почве у него с Вуазенами возник конфликт, приведший к разрыву отношений.

Фарман ушел от Вуазенов и основал собственную авиастроительную фирму, на которой он построил целый ряд очень удачных самолетов, принесших ему мировую известность. Однако, что любопытно, трипланов среди них не было. Таким образом, он осознал свою ошибку, но гордость и амбиции не позволили ему публично в этом признаться и помириться с Вуазенами. Впрочем, это уже другая история.

На заставке - французская почтовая открытка с фотографией одного из первых полетов "Вуазен-Фармана" в первоначальной конфигурации с широким хвостовым оперением.

Братья Райт по-европейски

Братья Габриэль и Гастон Вуазен.

Братья Райт по-европейски Farman E-3.jpg

Слева: Анри Фарман и Габриэль Вуазен. Пока - друзья и компаньоны, в будущем - недруги и конкуренты.
Справа: Анри Фарман и Эрнест Ардекон в кабине "Вуазен-Фармана".

Братья Райт по-европейски Voisin-Farman_I.jpg

Рекордный полет Фармана, в котором он впервые в Европе пролетел более 1500 метров.

Братья Райт по-европейски 04184v.jpg

Анри Фарман (в центре) возле своего аэроплана.

Братья Райт по-европейски word-image-123.jpg

Еще один снимок той же машины с другого ракурса.

Братья Райт по-европейски 31361335306_e7c02ceee7_b.jpg

И еще  одна французская открытка, на которой изображен "Вуазен-Фарман" после второй модернизации с затянутыми полотном промежутками между стойками бипланной коробки. Снимок сделан в момент запуска двигателя путем раскрутки винта вручную, как это было принято на тогдашних аэропланах.

Братья Райт по-европейски Voisin 2 E-3.jpg

"Вуазен-Фарман" стал первым в мире аэропланом, выпускавшимся серийно и поступившим в свободную продажу. В 1908-1910 годах было построено и продано 60 таких машин, одну из которых купил знаменитый американский фокусниг Гарри Гудини. Этот аппарат изображен на снимке. Он оснащен дополнительным противокапотажным колесом шасси.
Кстати, "Вуазен-Фарман", принадлежавший французскому авиатору-гастролеру Жоржу Леганье", был первым аэропланом, совершившим полет в России. Это произошло на Гатчинском ипподроме 24 октября 1909 года.

Братья Райт по-европейски 16637564745_0853b110ef_b.jpg

На этой открытке изображен запуск мотора "Вуазен-Фармана" после третьей переделки, в ходе которой его оснастили элеронами.

Братья Райт по-европейски 3305053.jpg

А это результат последней модернизации, превратившей самолет в триплан. Испытания показали, что третье крыло оказалось излишним.
Далее - фотоснимки полноразмерного макета "Вуазен-Фармана", выставленного в Парижском авиационном музее. В пилотском кресле - манекен Анри Фармана.

Братья Райт по-европейски Voisin-Farman-I.jpg

Братья Райт по-европейски 2016MAEB003_001_013.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока российские официальные лица проводят всречи с саудовскими марионетками, называюшими себя "правительством Йемена", саудиты принимают у себя Зеленского. Якобы для поддержки "международных мирных инициатив и усилий". Сам Зеля проговорился, что будто-бы "руководство Королевства ...
Сегодня на моей беседе в Нижнем Новгороде была объявлена тревога и эвакуация здания. Минут через 10 после начала из зала вышел хмурый мужчина. Вскоре громкая связь оповестила о необходимости срочно покинуть здание. Встреча была на верхнем, 10-м этаже офисного корпуса. На этаже был запах д ...
В Сети появились видео и фото, на которых запечатлено, как выпускники академии ФСБ катаются на 28 "Гелендвагенах" в Москве. Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов обвинил будущих силовиков в измене Родине. Он заявил, что сотрудники ФСБ не должны выкладывать в свободном доступе фото и видео, ...
Я думала это шутка, а нет, наш президент подписал сегодня указ и запретил ввоз продуктов из стран, которые ввели санкции против России. А это страны Европы, США, Япония, Австралия... кто-то еще? Чем, хозяюшки, заменять будем? Моцареллу — "брынзочкой", базилик — "петрушечкой"? Про анчоусы ...
Щас угадаю...Ждёте четвертьфинала?:) UPD: Есть какие предположения?UPD1: Аааа, что же ...