Чертовщина на мосту
vikond65 — 25.09.2017 25 сентября 1799 года произошла битва за Чертов мост - одно из наиболее выдающихся событий Швейцарского похода Суворова. Как известно, в этом бою русским удалось, сбив французский заслон, захватить мост через бурную горную реку Рёйс, который французы успели частично разрушить при отступлении. Соорудив временый настил из бревен и досок от разобранного сарая, суворовцы под огнем переправились на другой берег и отбросили занявший там оборону французский отряд генерала Лекурба.Это сражение - очень популярный сюжет у художников-баталистов XIX - XX веков. Однако на их полотнах как сам мост, так и бой за него, а также - окружающая местность очень здорово различаются. Любопытно посмотреть на эти различия и сравнить их с реальной картиной.
Для начала, внизу - единственная фотография старого Чертова моста (нем. - Teufelsbrucke), по которому наступали суворовцы. Он был построен в 1595 году и рухнул в 1888-м. Остатки были разобраны и сейчас от него не осталось никаких следов, однако, в 1833 году рядом и чуть выше швейцарцы соорудили новый, более крупный мост, после чего старый утратил свое значение и более не использовался. На снимке этот новый мост хорошо виден на заднем плане.
Далее внизу - старый Чертов мост на акварели швейцарского художника XVIII века Хайнриха Келлера. Примерно так он выглядел во времена похода Суворова. На картине видно, что справа мост упирается в отвесную скалу, вдоль которой вправо (то есть, по направлению к зрителю) идет дорога, мощеная камнем и огороженная каменным парапетом. На верхнем снимке, сделанном во второй половине XIX века, эта дорога уже обрушилась, а над ней проходит новая, проложенная одновременно со строительством второго моста. В целом же пейзажи на фото и на рисунке вполне похожи.
Дальше - Чертов мост на картине английского живописца-романтика Уильяма Тернера, нарисованной в 1803 году. а также - картина "Бой Суворова на Чертовом мосту", написанная русским художником немецкого происхождения Александром фон Коцебу в середине XIX века.
Здесь уже видны неточности. У Тернера ущелье, над которым перекинут мост, - гораздо глубже, чем в реальности, а справа от основной арки моста видна небольшая вторая сквозная арка, которой не было. У Коцебу на левом берегу, вместо поросшего травой склона над рекой нависают голые скалы. Вдали на мосту идет бой, но сам мост не выглядит поврежденным. Однако это не очень сильные искажения.
Гораздо удивительнее выглядит нарисованная в 1880 году картина Алексея Кившенко, известного своей работой "Военный совет в Филях". Вообще, Кившенко считается довольно качественным баталистом, но тут его явно переклинило.
Во-первых, мост - крохотный. Судя по картине, его длина не 22 метра, как было на самом деле, а от силы метра три-четыре. Во-вторых, за мостом широкая булыжная дорога превратилась в узкую немощеную тропу, которая сворачивает не вправо, а влево. В-третьих, пухленький Суворов совершенно не похож на все его портреты и гораздо больше напоминает Кутузова.
Наконец, в-четвертых, если приглядеться, то можно заметить, что у французов, изображенных в правом верхнем углу, на головах кепи с козырьками, принятые на снабжение французской армии только через полвека после изображенного события. Это такой же дикий ляп, каким было бы, к примеру, изображение на картине, посвященной Великой Отечественной войне, советских десантников в голубых беретах.
Ниже - еще одна замечательная картина, на которой однопролетный мост превратился в двухпролетный, причем разрушен на нем боковой пролет, выдуманный немецким художником Иоханом Баптистом Зееле.
Переходим к произведениям советских баталистов. На диораме А.Интезарова, Ф.Усыпенко и П. Мальцева из студии военных художников имени Грекова (да, да, опять!) "Альпийский поход Суворова" обрывистый правый берег Рёйса стал плоским и широким. Отвесных скал справа от моста вообще не видно, зато во весь задний план картины раскинулся гигантский водопад, наподобие Ниагарского.
Еще одно полотно, автора которого мне выяснить не удалось, а жаль, поскольку это автор - самый оригинальный. Хотя известно, что суворовцы наступали с левого берега на правый, что и отражено на всех картинах, у этого мастера они движутся в обратном направлении: не слева направо, а справа налево. Очевидно, знаменитый армейский обучающий прием "сено-солома" данный живописец так и не осилил.
В общем, интересное это занятие - рассматривать батальную живопись.
|
</> |