Озеро Гижгит

Продолжени небольшого путешествия по Кабардино-Балкарии в «день отдыха» от зимних видов спорта 21 февраля этого года. Уезжаем от Чегемских водопадов по ущелью.

«Внизу» все оттаивает за день, а по склонам деревья стоят в сказочном инее. Фото ничего не передает абсолютно

А потом спустился туман — времени 3 часа дня, но мгновенно темнеет

Но как прекрасно в горах — когда хоть что-то видно :)

По Чегемскому ущелью приезжаем в Чегем (логично), потом небольшой кусочек «радиуса» до Баксана, откуда начинается наше «родное» Баксанское ущелье (сновап логично!)
Нам нужно опять в Былым, откуда мы начали свой путь на перевал Актопрак. Только в этот раз мы сворачиваем на противоположную сторону ущелья (вы еще не запутались? сейчас покажу с картинками :)

Шоссе через ущелье — в центре кадра. От него мостик, на который мы свернули, чтобы подняться наверх, а левее уходит грунтовка на Актопрак. А зачем нам сюда?
Ну, это тоже причина, кстати. Для Оли так поважнее всех наших камней и водопадов!

Собачина огромная, с меня размером. Настолько интеллигентная, что пироги ела руками :)

Наконец походим к очередной цели нашего путешествия. Озеро Гижгит!

Озеро и озеро, чего сюда пёрлись? :) но обещано-то во всех постах было вот такое. Сказочной красоты озеро бирюзового цвета

Не повезло с освещением 0_0 как и в Кондуках, кстати, мы видели их примерно такими же — серо-зелеными.
Но! это не просто красивое озеро. Это бывшее хвостохранилище ликвидированного ОАО «Тырныаузский горно-обогатительный комбинат». Хвосты — отходы добычи и производства руды. В данном случае молибденовые и вольфрамовые, то есть очень токсичные.

Про Тырныауз и его было величие я писала после отпуска 2020 года. Тырныаузский ГОК работал с 1940 по 2000 годы, и специализировался на обогащении вольфрамо-молибденовых руд. И по десятикилометровому трубопроводу сюда сливали отходы обогащения вольфрамового, молибденового и медно-висмутового концентратов. От 25 до 118 млн кубических метров отходов с 1965 по 2001 год.

«Пляж, образовавшийся в результатах выветривания и испарений, опасности, по словам местных чиновников, не представляет. Впрочем, у экологов другое мнение: за десятки лет сброса отходов токсичная пульпа осела не только на пляже, но и на соседних склонах, используемых в качестве пастбищ. В двухтысячных годах отмечалось значительное увеличение концентрации молибдена в молоке, шерсти и экскрементах животных, вместе с всплеском сопутствующих заболеваний. Недавно на рекультивацию пляжа и реконструкцию гидротехнических сооружений было выделено 43 миллиона рублей из государственного бюджета.» Ыыыы, почему я прочитала это только сейчас? 0_0
Но кстати, рыбу там все равно ловят :)))) и купаются. Надеюсь, с шабакой все хорошо!


Всё высмотрели, начинаем спускаться обратно в ущелье

А потом мы снова (по другому-то никак) въехали в самый высокогорный город России — Тырныауз.

Собственно, его все проезжают каждый раз по дороге на Эльбрус. В 2020-м мы там даже не останавливались, но всё, увиденное из окна, так меня поразило, что я написала про город отдельный пост
В эту поездку мы ездили туда специально — извините, в единственную на большом расстоянии «Пятерочку», чтобы закупиться продуктами.
И вот по дороге из маленького путешествия. Наконец-то подъехали к шикарному заброшенному зданию — нет, не ДК, а Заводуправления.


Владимир Ильич одиноко несёт свою вечную вахту.

А напротив него воинский мемориал

Вечный огонь в память всех, не вернувшихся с войны


И тут же еще несколько памятных камней. С железом — в честь погибших в 1930-м (ого!!!) от рук бандитов, а рядом памятник экипажу самолёта, наденного на западном склоне Эльбруса только в 1997 году.

Лежит Тырныауз в долине, поэтому темнеет тут рано.

Едем дальше!