Оздоровление оливьешечки
artyom_ferrier — 28.01.2023Как-то я сказал, что «только тридцать процентов проблем этого мира происходят от неправильного исхода Битвы при Шелони, а семьдесят — от чрезмерного употребления углеводов».
Что ж, с той досадной исторической ошибкой, какую породил проигрыш Новгородской Республики при Шелони — скоро будет покончено навсегда, к тому всё идёт семимильными шагами, а потому ещё актуальнее становится утверждение о бедах человечества от переизбытка углеводов.
Серьёзно, с тех пор, как у моей Матушки на фоне Ковида диагностировали предиабет и я, занявшись её оздоровлением, увлёкся этой темой — всё больше и больше проникаюсь мыслью о том, что диабет — это, наверное, самая недооцененная, самая суровая, но и самая легко устранимая угроза человечеству.
Вернее же, не только лишь сам по себе диабет «второго типа», взятый в отдельности, сколько — общий комплекс телесных недугов, вызываемый гиподинамией, недостатком физической активности.
Тут просто наложилось одно на другое.
С одной стороны, Неолитическая революция, освоение земледелия, открыла перед нами безбрежные пшеничные горизонты, а потом и картофельные поля. Столько высокоэнергетических углеводов — что наши не столь уж давние кроманьонские предки и мечтать не могли. И не мечтали, довольствуясь мясом, под которое, в целом, наш метаболизм и заточен, в то время как крахмал и сахара — это по-прежнему не совсем естественная для нас пища. Не в таких количествах, во всяком случае.
С другой же стороны, этот внезапный наплыв углеводов в нашем рационе — мог ещё парироваться ударными физическими нагрузками. Когда крестьянин, слопав поутру миску каши, потом несколько часов кряду вкалывает в поле — углеводное «отравление» для него ещё не так страшно. Крахмал перерабатывается, конечно, в глюкозу — но она уверенно утилизируется мышцами.
Другое дело, когда пролетарий умственного труда, сожрав поутру бургер, плюхается в офисное кресло и сидит там до конца рабочего дня (в течение которого, не вылезая из кресла, поглощает ещё так с десяток суточных кроманьонских норм по углеводам) — чтобы потом, переместившись на диван, догнаться пивом и чипсами на сон грядущий.
Какое-то время — организм ещё худо-бедно управляется с таким чудовищным избытком углеводов. Перегоняет в жир, как-то выводит. Но чем дальше — тем всё хуже.
Гемоглобин гликируется, «залепляется» молекулами глюкозы, отчего снижается возможность доставлять кислород по крови (то же, что бывает и от угарного газа, который тоже захватывает гемоглобин).
Видя такое дело, организм наращивает производство красных кровяных телец, отчего кровь «густеет», становится более вязкой.
Ещё более она густеет — когда печень перерабатывает излишки глюкозы в холестерол, а он, в свою очередь, поражает «бляшками» стенки сосудов, они теряют эластичность и просвет.
Возникает недостаточность кровоснабжения на периферии (утреннее онемение в стопах и кистях — довольно показательный звоночек, но и утомляемость мозга - тоже).
Чтобы прокачать систему — организм вынужден поднимать давление.
В целом, всё идёт вразнос — и в любой момент возможен тромбик загустевшей крови в каком-нибудь не очень удачном месте в мозгу. Ишемический инсульт — и приветик.
Такое бывает и в сорок лет, и в тридцать. Когда чел и в мыслях не имел обращаться к врачам или просто проходить «техосмотр» «Подумаешь, усталость, подумаешь, ноги немеют, подумаешь, голова побаливает». Поэтому у него и гипертонию даже могут не диагностировать, не то что повышенный сахар.
Однозначно, диабет, вкупе с другими печальными «дарами» гиподинамии, уносит гораздо больше жизней, чем принято думать. И что печально — уносит преждевременно.
Да, в конечном итоге — все мы смертны (пока), и нет ничего зазорного в том, чтобы двинуть кони лет в сто двадцать от инфаркта или инсульта (ну, от чего-то же — надо, в конце концов).
Но инсульт в тридцать лет — это печально.
Что делать?
Если нет возможности бегать по лесам с копьём или мотыжить поле с ночи до зари (но бегать с копьём — фитнесс получше да и поинтересней), то единственный выход — ограничивать потребление углеводов.
Да, диетологи говорят, что «питание должно быть сбалансированным», но в нашем случае это означает: «Как можно меньше углеводов».
Потому что дефицита в них — не будет по-любому.
В нашем мире — они и так повсюду.
И даже если вы отказываетесь от конфет — не думайте, что в современных сосисках сахара сильно меньше.
А уж сколько углеводов в столь любимом народом салате «оливье»…
Порой думаешь, что всплеск смертности в Новогодие происходит не столько даже от бухалова, сколько от обжиралова «оливьём».
Но, конечно, люди толковые знают, что та мешанка, которая потребляется под именем «оливье» сейчас — весьма далеко отстоит от оригинального шедевра кулинарии.
Да, там тоже были огурцы. Что свежие, что маринованные пикули.
И яйца.
Ну, вместо зелёного горошка (который нынче обычно очень сильно подслащенный, в баночках) — рекомендовались каперсы.
Набор мяса, рыбы, птицы — довольно вариативен, на самом деле.
Да, в классическом рецепте фигурируют рябчики, говяжьи языки и паюсная икра, но я бы рискнул утверждать, что вполне гармонично бывает также сочетание из перепелов с оленьим языком, да и икру вполне можно брать зернистую, а не паюсную. Детям даже нравится, когда в салате встречаются целые чёрные икринки, их прикольно давить языком о резцы.
Ну и много других «белковых симфоний» можно «оркестрировать» в салате — изрядный простор для фантазии.
Что же до картофеля, то в некоторых версиях оригинального рецепта он фигурирует, но — в гораздо, гораздо меньших количествах, чем стало принято наваливать в тазик при Советах.
Вообще, меня и в детстве изумляла советская манера лопать картошки больше, чем ирландцы, макарон — больше, чем итальянцы, да ещё и риса — больше, чем азиаты.
Можно сказать, что это было от бедности, такие диковинные представления о «здоровой и вкусной пище», но ведь и в современности, несмотря на, казалось бы, дешевизну и разнообразие продуктов, гастрономические привычки ан масс остаются такими же нездоровыми.
Нет уж, воля ваша, но что касается конкретно оливье — там и вовсе можно обойтись без картошки, самого углеводного его компонента.
Как проверено было на моих близких, включая детей и родителей, в любом подобном салате картошка запросто заменяется китайской капустой (она же пекинская, она же «петсай»).
Салатообразная такая фигня, которая очень легко нарезается, вообще не требует никакого приготовления (сохраняя при этом девственнную клетчатку) — и имеет вполне приятный, но притом ненавязчивый, неброский вкус, который можно сочетать буквально с чем угодно.
Особенно хорошо дополняется — резаными маслинами.
Можно и оливками — но это если хочешь сделать поострее. Тогда и оливок, и лимончика, и корнишончиков маринованных.
Но с маслинами — получается более универсальный такой «салатный массив». В который уже можно замешивать хоть рябчиков, хоть языки, хоть кавьяр.
Впрочем, если заменить рябчиков на обычные куриные сиськи, а кавьяр на красную икру (да хоть и «минтайскую») - тоже ничего получится.
Главное, делается за пять минут, по углеводам очень легковесно, но — брюхо набивает исправно. Из серии «жрать и худеть».
Рекомендую.
А то ведь меня действительно беспокоит общественное здоровье любезных компатриотов.
Причём, вне зависимости от политических воззрений.
Ну, те, кто осуждает Zамут — понятно, должны сохраниться для строительства Возрождённой Новгородчины на этих в целом недурных, но исторически злосчастных землях.
А кто одобряет нынешнюю кремлёвскую политику — что ж, это тоже важный людской актив, ведь именно ими мы будем выплачивать репарации Украине, а, понятное дело, здоровье в цене на невольничьем рынке.
|
</> |