Отвлечёмся на экономику и понтологию

топ 100 блогов miguel_kud12.11.2015 Вчерашняя акция водителей большегрузных автомобилей даёт лишний повод проиллюстрировать важную особенность в поведении режимов отстающих стран. Само по себе нововведение властей – «шаг в правильном направлении»: владельцы транспорта должны как можно более точно оплачивать затраты, которые несут дорожники на ремонт дорог. В этом же направлении власти стали действовать несколько лет назад, вводя целевые акцизы на топливо: собранные деньги должны были дополнить транспортный налог и идти на дорожное строительство и ремонт, а бюджетные субвенции на дороги – уменьшиться. Общий принцип понятен: за каждое действие субъекты хозяйствования будут платить примерно столько, сколько это действие стоит для народного хозяйства, не больше и не меньше. Больше катаешься (портишь дороги) – больше платишь, не катаешься – не платишь. Помню, как несколько лет назад пытался объяснять переход к такой системе финансирования дорожного строительства, да не в коня был корм. Неудивительно, что за несколько лет реформу так и не довели до конца.

Другой вопрос – почему это сделано только сейчас, когда денег стало сильно не хватать и транспортный сбор уже не позволит на столько же снизить налоговое бремя на каком-то другом участке (что повысило бы в целом эффективность экономики и улучшило бы жизнь граждан).

Ответ содержится в самом вопросе. Запоздалая мера только потому наконец и введена, что денег стало сильно не хватать. Недоразвитые коррупционные режимы не способны на своевременные адекватные шаги, которые ущемляют любую влиятельную часть населения, пусть даже в целом положение страны от таких шагов улучшилось бы. Дело в том, что населению надо платить за то, что оно закрывает глаза на коррупцию верхов, и эта плата – популизм, откладывание до последнего любой непопулярной меры, сколь бы она ни назрела и ни перезрела. Рано или поздно мера будет принята, но десятилетие-другое, в течение которого она бы могла способствовать развитию, будет потеряно.

Вспоминается моё собственное интервью 2010 года, в котором эта особенность двух недоразвитых стран была разобрана на конкретных примерах, включая плату за коммунальные услуги и дорожное строительство. В частности, были высказаны оправдавшиеся потом прогнозы. Например, о том, что режим Януковича, чуток отойдя от пропасти дефолта, затормозит непопулярные реформы, рекомендуемые МВФ. Так и случилось. Мало того, непопулярные реформы по изменению ценовой структуры и убиранию бюджетных дотаций на ЖКХ были продолжены уже правительством Яценюка – именно тогда, когда другого выхода не было и хунта оказалась на грани финансовой пропасти. Непопулярные меры позволили сэкономить деньги и продолжить войну в условиях обрушения экономики. И, с другой стороны, предлог войны облегчил продавливание непопулярных мер. Точно так же можно предположить, что до поры до времени объективные внешние причины кризиса в экономике РФ позволят кремлёвскому режиму и дальше объяснять населению, почему у него отбирают новые деньги. (То, что объективные внешние факторы вызваны бесхребетной политикой кремлинов, им припомнят не сразу.)

Если тенденция отмечена нами верно, то можно построить осторожный прогноз о судьбе некоторых реформ в ценовой сфере РФ, на которые правительство долго не могло решиться. По мере дальнейшего ухудшения финансового положения многие из этих реформ будут серьёзно продвинуты или даже доведены до конца. Не станут же они ущемлять субподрядчиков «Газпрома», пока есть возможность подзаработать денег на другом участке с минимальным вредом экономике. (Да-да, вред от того, что с большегрузных автомобилей взимается плата, меньше, чем если бы ту же плату стали взимать за счёт «обычных» налогов.)

Хорошо это или плохо? А это как посмотреть.

С одной стороны, это указывает, что здравые силы в госаппарате остались и, как минимум, в чисто финансовой сфере режим сможет продлить свою агонию дольше, чем если бы у них был уровень экономических познаний, как у Путина.

С другой стороны, это указывает, что к моменту краха режима все «лежащие на поверхности» меры по повышению эффективности экономики, необходимость которых – общее место вот уже полтора десятка лет, будут исчерпаны.

* * *

Да, тут некоторые разволновались насчёт «океанской многоцелевой системы “Статус-6”». Не принимайте близко к сердцу! Если бы это была реально существующая система, которую кремлины способны применить в случае настоящей войны, они бы её не рекламировали. А так – это разновидность приграничных покатушек и парада в Севастополе весной 2014 года. Очередной блеф в надежде склонить партнёров к переговорам, уговорить их понять и простить Окурка за скрысивание Крыма, однако партнёры не поведутся. И ещё это порция пахучей субстанции для внутреннего употребления. Пока что people have it, что в переводе, как известно, означает «пиплы хавают», а там посмотрим.;

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Смех смехом, но похоже sva_lj  задумав просто потроллить, сам того не подозревая прямо в точку попал..."Что сразу смутило, так это огромное количество рекламных плакатов на стенах с крупной надписью «бьютиконтрацепция». К чему бы это? ...
Я вот как представлю, как атеисты будут гореть они в адском пламени, черти им кишки на раскалённые щипцы будут наматывать, в глаза их змеи кусать будут, в кислоте вариться, мучится страшно, но не умирать, а ВЕЧНО мучится, кричать от боли страшно и ...
Ведомости сегодня публикуют статью, поводом для которой послужило иркутское ...
Как вам известно, длительный поход, а особенно пеший, нуждается в правильной предварительной подготовке. Мы начали ее загодя, с вечера накануне выхода, посетив ресторан Баварской кухни Hardy's Bavaria (111 W Evelyn Ave, Sunnyvale, CA). Хочется, знаете ли, иногда отведать чего-то неме ...
Я часто публикую картины советских мастеров 1970-х годов, когда было модно писать в духе Ренессанса. Сегодня мне прислали дивную картину одной ленинградской художницы, которая даже советский быт и привычную тогдашнюю квартиру изобразила в стилистике Возрождения. Причём, столь нарочито, ...