Ответственность

Перечитала - фраза звучит как "А! Ты не внедряешь это в год/два/три - преступник!". Три рза пыталась переписать - все равно хрень выходит, поэтому объясняюсь попозиционно.
Разумеется, дети - это дети, и за разбитую чашку/изрисованный диван годовасиком, двух- или трехлеткой применять суровые санкции - это как-то глупо. Ребенка обидишь, а толку чуть.
Но все-таки. В какой-то момент же наступает вот это: "Ты разбил чашку мячиком, хотя у нас дома мячиком на кухне не играют - вот тебе (наказание? упрек? что? или ничего?)". Вот в какой? Какие санкции применяются или не применяются?
Что касается меня, то я об этом крепко задумалась уже в три годика старшего (у меня двое: три года и пять лет), ибо были выковыряны кнопки из ноута, потом этот же ноут разбит в результате игры с другом, а на днях дети уронили папину гитару за многотыщ и тоже ее разбили. Не со зла.
Понятно, что львиная доля ответственности лежит на взрослых: не доследили, не убрали, не предусмотрели. Но своему пятилетке в результате гитарной аварии я объяснила, что теперь, к сожалению, не смогу купить ему новый обещанный лего, потому что надо ремонтировать гитару. Не ругала, не кричала - сильно огорчилась, конечно, но без травм для окружающих. Подумалось, что как в умных книжках - надо, чтобы последствия были связаны с проступком: разбили - надо восстанавливать ущерб - нужны деньги - минус лего. Логично. Воспринял серьезно, обиды на меня не заметила, ситуацию несколько раз обсудили - что надо было сделать, чтобы этого избежать. Что будет дальше - не берусь загадывать, ибо прослыть опытной мамой пятилетнего мальчика не хочется)))). (Дочка гитару не роняла, поэтому она проходила по делу свидетелем).
Интересуюсь вот опытом общественности.
А! Забыла. Собственно, почему меня стал интересовать данный вопрос. Буквально на днях ученик моего класса (12 лет) поломал с другом подоконник в школе. Дело происходило на перемене, на видеозаписи все видно - как долго упрямо ломали и доломали. Подоконник сопротивлялся, но был обречен. И вот на вопрос, не помогут ли родители восстановить поломанное, последовал ответ - "он извинился, этого достаточно. Это ребенок, а вот где был дежурный учитель и почему у вас такие хлипкие подоконники - это вот вопрос!". И я зависла. С одной стороны, все правильно: дежурного учителя не было (а должен был быть), подоконник тоже... не из железа. Но с другой - ну 12 лет жеж уже вроде.... Не три, не четыре и даже не пять. Самоконтроль какой-нибудь должен быть? или еще нет? А когда его начинать растить и начинать ли?
Вот. Простите за многабукв. Приятной всей грядущей пятницы!
|
</> |