отрывочек из моих прогулок
inga_ilm — 04.06.2023«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости», - так начинается грустная повесть Ивана Сергеевича Тургенева – о Герасиме. Тургенев увековечивает в образе чудовищной барыни собственную мать – Варвару Петровну и этот дом, небольшой московский особняк.
Варвара Петровна действительно была, что называлось «деспотка». Она нещадно секла детей, так что Иван Сергеевич будучи девяти лет пытался бежать из дома, после чего был отправлен учиться в московский пансион. Была она женщиной образованной, начитанной и умной, однако изводила своих близких и слуг.
Большая затейница – однажды прикинулась умирающей, исповедалась и приказала дворовым прощаться с ней. Тех, кто не явился к ней той ночью или пришел навеселе от радости – умучила. А как-то раз под настроение – отменила в имении праздник Пасхи. Запретила людям радоваться. А узнав о любви сына к ее белошвейке – разлучила влюбленных и рожденного в этой связи внука – прокляла, после чего к ужасу всей семьи ребенок погиб.
Была она и категорически против литературной деятельности Тургенева: «дворянское ли это дело за деньги бумагу марать?» Иван Сергеевич с нею соглашался и за труды в журналах денег не брал, страдая от полной финансовой зависимости и бесконечных капризов матери. Одним из таких стал неожиданный переезд всей семьи в Москву.
В 1840 году дом, принадлежавший инженеру (маркшейдеру) Лошаковскому, берет в аренду Варвара Петровна и переселяется сюда с многочисленной дворней из своего богатого имения Спасского-Лутовиново. Здесь проводит свои дни и Тургенев, после возвращения из Германии, по окончании курсов истории греческой и римской литературы в Берлинском университете. Ему выделяются комнаты в мансарде с окнами на сад, и именно их он упоминает в христоматийном произведении, как комнаты своего немого героя.
Это редчайший образчик застройки допожарной Москвы. Он чудом уцелел до наших дней. Скромный особняк с классическим портиком, после смерти “деспотки” несколько раз менял своих хозяев, а в 1920-х годах был отдан под коммунальное жилье. Потом тут ютилось какое-то странное учреждение, но в 2009 году он был отреставрирован и сегодня открыт для посещения как Литературный музей Тургенева. Жаль, только что погубили сад. Это был бы очаровательный крошечный сквер в ста метрах от шумного кольца. Он дарил усталому пешеходу сладкую прохладу и позволял предаваться мечтаньям в тени старых лип, что веют так сладко.
Впрочем, стоит перейти Садовое и вы уже в саду у Льва Николаевича Толстого ;)
|
</> |