
Отношение к пожилым


Я не хочу сказать, что дети россиян – ангелы. Нет, обычные дети. Но у меня был повод наглядно сравнить, чем отличаются наши подростки от подростков других народностей в своем отношении к людям старшего поколения.
Дело было опять же на пути к метро. Мы там часто собираемся у светофора, человек 5-8, пережидаем поток машин. А дорожка к нему ведет – узенькая. Наверное, когда район только строили, такой ширины было достаточно, но сейчас она уже плохо вмещает всех, кто утром спешит на работу. Добавьте сюда велосипедистов и курьеров, которые летят как сумасшедшие. По проезжей части они двигаться не могут – там парковочные места для машин, а с другой стороны – газон.
Мы все в одном потоке, как клетки крови в артерии, бежим, обгоняя друг друга, и вдруг два велосипедиста наезжают на дедушку. Было паренькам на вид лет по 17, наши. Они не то чтобы сбили его, но хорошенько толкнули. Велосипеды у них мощные с широкими колесами, ехали быстро.
Дедушка отошел в сторону, я видела только его спину. Сам с палочкой, плечики дрожат. Задребезжал голоском: «Вы меня чуть не сбили.. вы совсем не смотрите...». И не то ему обидно было, что на него наехали, а то, что он себя почувствовал меньше этих мальчишек, слабей. Даже прикрикнуть на них не смог. Мне показалось, мужчина резко осознал, что он постарел и отброшен на обочину жизни. В прямом смысле отброшен – более молодыми и сильными. Я в его голосе слышала слезы.
Парни ему:
- Вы сами смотрите! Мы вам сигналили, не слышали? Так сами виноваты!
- Я не слышал.. я.. я не видел, - оправдывается дедушка.
- Вы здесь не один ходите, смотрите по сторонам! - так они внушали ему, пока горел красный.
Потом люди двинулись, подростки рванули вперед, а старик остался у меня за спиной.
Я видела, что парни отвечают так грубо только из щенячьей резвости, на самом деле зла в их нет. Они и сами не рады, что наехали, и виноватыми себя чувствуют, просто не сообразили вовремя, что лучше бы извиниться. И если бы родители увидели, как они общаются с пожилым человеком, я думаю, их бы резко остановили. Кстати, они были в униформе очень солидной, известной в Москве компании с фирменными нашивками на груди, и если бы дедушка взялся, он мог бы доставить им неприятности по работе.
Иду несколько дней спустя. Тоже велосипедист, но уже из мигрантских детей, курьер по доставке еды. Подъехал к светофору, никого не толкнул, аккуратно остановился. Не знаю, нарочно у него получилось, или просто места другого не оказалось, но он резко сплюнул в сторону, где одиноко стояла пожилая женщина. Нет, не попал, но плевок пришелся очень близко к ее длинной юбке – выглядело всё это довольно оскорбительно. Поднялся такой крик! Женщина это вам не старичок.
По сути она была права – в своей стране парень такого не сделал бы. "Плюнь своей матери на подол"! – кричала она. Обида ее просто захлестнула. Мы уже тронулись на зеленый, а женщина все говорила и говорила на ходу, и не могла успокоиться. Возраст ее тоже был где-то 60+, так может и инсульт на ровном месте случиться.
Вроде бы два парня, оба поступили оскорбительно по отношению к старшим, но насколько разные чувства были написаны на их лицах. Наши мальчишки огрызались, но сожалели и понимали свою неправоту. А курьер по доставке еды молчал, как статуя Будды. Ни одного слова не ответил он женщине, но на лице застыла враждебность. И чем дольше затягивалось молчание, тем глубже она отпечатывалась в его чертах. Он не раскаивался.
|
</> |
