Отношение к не-евреям в иудаизме
machanaim — 30.06.2010 Ввиду возникшей некоторое время назад дискуссии http://community.livejournal.com/machanaim/364401.html , и по просьбе ее участников, привожу некоторые отрывки об отношении к не-евреям в иудаизме. Все нижеперечисленное не отрицает того, что у евреев есть особая «еврейская компонента души», но категорически противоречит желанию некоторых отрицать божественность души не-евреев1. Все люди созданы "по Образу и Подобию Бога" - и в этом смысле всякий вообще человек на Земле может быть назван "Богочеловеком" и "сыном Божьим". В ходе человеческой истории народы мира опустились на низкую ступень и оказались далеки от реализации этого потенциала – но это вопрос поведения, а не изменения сущности, что видно из того, что Всевышний не отказывается от них, но наоборот, Ему важно привести народы к Божественному свету.
2. Избрание Израиля из народов мира происходит ради всего человечества, а вовсе не ради самих евреев; и целью избрания является "исправление мира под властью Бога" ("Алейну"). Аврааму сказано, что через него "благословятся все племена земные" (Быт. 12:3). Его избрание происходит на историческом фоне краха строительства Вавилонской башни, крушения единства человечества – и делается именно для восстановления этого единства на новом уровне.
3. Такие же универсалистские, общечеловеческие установки мы находим при избрании Ицхака (Быт. 26:4) и Яакова (Быт. 28:14).
4. При Даровании Торы на Синае подчеркивается общечеловеческий характер еврейской Избранности и еврейского Завета (Исх. 19:5). Моисей подчеркивает, что все народы должны научиться на примере евреев жить мудро и разумно в соединении с Богом (Втор. 4:6).
5. Исайя (56:7): "И чужеземцев, присоединившихся к Господу..[не-евреев!], их приведу Я на гору святую Мою и обрадую Я их в доме молитвы Моем; ...ибо дом Мой домом молитвы наречется для всех народов". - т.е Божественная душа, в конце времен, будет доминантной в жизни всех народов.
6. Еврейские пророки по слову Всевышнего, обращаются к народам мира с призывом исправить их поведение (см. книги Йоны, Иеремии и др.). Следовательно, они обращаются к народам как к обладателям божественной души.
7. Малахи (1:11-12) даже приводит народы мира в пример евреям, говоря, что иноплеменники служили Всевышнему в меру своего разумения, а евреи делали это плохо: "Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена жертва имени Моему и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, – сказал Господь Цеваот. А вы оскверняете его". Здесь мы видим перевернутую картину – народы мира в порядке, а народ Израиля ведет себя не так, как должен. Смысл этих слов, конечно, не в точности фактов, но в этическом уроке, при этом общая универсалистская тенденция проявляется здесь очень ярко.
8. Мидраш "Тана де-ве Элияhу" (гл. 9): "Клянусь, что независимо от того, мужчина это или женщина, еврей или нееврей – Божественный дух пребывает на каждом человеке всецело по его делам".
9. Бава Кама 38а: «Сказал раби Меир: откуда мы учим, что нееврей, занимающийся Торой, подобен Первосвященнику? Потому что сказано: "И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые будет исполнять человек, и жизнь обретет ими. Я – Господь" (Лев. 18:5). Не сказано: "будут исполнять священники, или пророки, или израильтяне", – но: "Будет исполнять человек". И это учит тебя, что даже нееврей, занимающийся Торой, – он как Первосвященник [поскольку сказано о Торе: "дороже Мне она Первосвященника, входящего в Святая Святых" (Сота 4б)].
10. Маймонид (Гилхот шмита ве-йовель 13:13) говорит, что человек из любого народа может уподобиться в духовном плане "священнику в Храме", и здесь нет разницы между евреями и неевреями: «Не только колено Леви, но всякий человек из всех приходящих в мир [т.е. это относится также и к неевреям], которого сподвиг его дух и знание, чтобы отделиться, предстать перед Господом и служить Ему, трудиться во славу Его, и знать Его, и идти путем прямым, так, как сотворил его Бог, и сбросить с себя ярмо многих расчетов, к которым стремятся люди [т.е. отказаться от стяжательских установок], – то освятится он святостью Святая Святых, и будет Господь уделом его во веки веков и удостоится в этом мире достатка для себя, как удостаиваются священники и левиты.»
11. р. Хаим Виталь ("Шаарей Кдуша"): "нельзя достичь духа святости (руах hа-кодеш), не любя все человечество, все народы".
12. Маhараль из Праги в "Тиферет Исраэль" (отмечая что в Исх. 20:8 написано "захор" – "помни День Субботний", а во Втор. 5:12 "шамор" – "соблюдай День Субботний") утверждает, что обязанность "соблюдай" относится только к Израилю, но заповедь "помни" распространяется на все народы мира, т.к. "Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю" (20:11), – относится не только к евреям, но и ко всему человечеству.
|
</> |