Откуда взялись такие шапки у русских царей?
nash_dvor — 05.01.2023
Фрагмент парсуны "Спас Нерукотворный с предстоящими царями
Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем" Федор Зубов, 1677
г.
В
предыдущем посте мы ознакомились с шапками-венцами
русских царей и увидели, что начиная с Ивана Грозного в дополнение
к Шапке Мономаха начали изготавливать дополнительные венцы, причем
специфической многоярусной формы. Вот по поводу этих венцов и
их многоярусности и пойдет сейчас рассказ.
И начнем мы с несохранившегося венца, который сейчас можно увидеть
только на парсуне.
Этот венец не просто высокий, он еще и многоярусный.
Mногоярусность в европейских головных уборах монархов и правителей
была только и исключительно у Папы Римского. Tиарa Папы Римского
имеет вид сахарной головы с ярусами зубцов, то есть с несколькими
нанизанными на "сахарную голову" коронами. Причем еще в XIII в. это
была "сахарная голова" с зубчатым венцом над околышем , а ярусность
папская тиара приобрела только к исходу XIII в., при папе Бонифации
VIII, и ярусов сначала было два, в XV в. ― то два, то три, и уже в
XVI в. и позже ― всегда три яруса.
Первый уровень с короной был добавлен ок. 1130 г., чтобы
показать власть Папы над своей Державой.
В 1054 году в Константинополе произошла "Великая схизма" или раскол
христианской церкви на восточную и западную, где патриарх
Константинопольский Михаил Керуларий и Папский легат папы Льва IX
кардинал Гумберт предали друг друга анафеме. Папа Римский начал
строить свою собственную государственность отдельно от Второго
Рима - Константинополя, укрепляя духовную власть над светской и
ставя европейских правителей под контроль церкви, а вотчину свою
Ватикан делая самостоятельным государством, духовно управляющим
всеми государствами Европы
Второй уровень с короной был добавлен во время соперничества
Понтифика Бонифация VIII с королем Франции Филиппом Красивым в 1301
г., чтобы показать, что духовная сила и власть Папы выше любой
гражданской власти. Таким образом была явлена на практике "теория
двух мечей" в руках Папы: один меч – власть духовная, другой –
власть светская, короли обязаны служить Папе под угрозой кары и
отлучения, а вот сам Понтифик не подчиняется никому.
Третий и последний уровень к папской тиаре добавили в 1342
году, и сделал этот Папа Бенедикт XII, чтобы показать, что
авторитет Папы в религиозных делах выше, чем монархов, которые сами
по себе могут быть нерелигиозными, но пытаться решать проблемы
Церкви на своей территории без согласования с Понтификом (например,
сбор налога с Церкви, что случалось в определённые исторические
периоды).
Слева направо: Папа Иннокентий III (1198–1216) в ранней папской
тиаре. Надгробное изображение Папы Бонифация VIII (1235–1303) в
двойной тиаре работы Арнольфа ди Камбио в Музее Оперы дель Дуомо во
Флоренции. Папа Климент VIII (1536–1605) в тиаре с тремя ярусами
(коронами).
В 1453 году пал Константинополь и "Второй Рим" - Византия
прекратила свое существование. XV—XVI века были так называемым
периодом роста или Золотым веком Османской империи. Были завоеваны
Египет и Балканы, в 1529 году турецкая армия впервые осадила
Вену.
В 1532 году для османского султана Сулеймана Кануни (Великолепного)
в Венеции мастером Луиджи Каорлини был изготовлен отделанный
камнями и жемчугами золотой шлем. За это ему из турецкой казны была
выплачена огромная сумма — более чем 100 000 дукатов, а произвел
оплату и привез шлем-корону в Стамбул великий везир Ибрагим-паша.
Также вскоре после изготовления шлема была создана следующая
гравюра
Слева гравированный в Венеции портрет османского султана
Сулеймана Кануни (Великолепного) неизвестного художника. 1532 г.
Это плечевое изображение султана в профиль. Персонаж определяем не
только по узнаваемым чертам лица, но и по крупной надписи на
извивающейся ленте — Suliman Otoman rex turcx. В 1535 г. была
выпущена зеркальная копия этой гравюры (справа), выполненная
художником Агостино Венециано, отличающаяся от оригинала лишь в
деталях.
На обеих гравюрах тело султана облачено в два турецких кафтана
— нижний из узорной, верхний из гладкой ткани. На голове же у
султана — весьма странное сооружение в виде типично венецианской
разновидности популярного в Западной Европе (особенно в Италии)
конца XV – XVI в. шлема барбют.
Караваджо "Отречение святого Петра" 1610 г. Нью-Йорк,
Метрополитен-музей
На картине изображен шлем барбют — итальянский пехотный шлем
XV века, в значительной мере закрывающий лицо за счёт развитых
нащёчников. Y-образный вырез некоторых барбютов XV века копирует
античные шлемы гоплитов Существует два объяснения этого
названия, буквально означающего "бородатый" (итал. Barba — борода):
шлем "с бородой", то есть с выступами, закрывающими щеки, и "шлем,
из-под которого торчит борода владельца".
В Венеции местная разновидность этого типа шлема — barbuta
alla veneziana — употреблялась не только как чисто боевой доспех:
именно его предпочитали надевать в качестве парадного, так как он
был достаточно легок и оставлял открытым лицо, и поэтому его часто
украшали самым роскошным и причудливым образом.
Примеры парадных шлемов барбют
Беспрецедентным украшением венецианского барбюта на
гравированных в Венеции султанских портретах и была "надетая" на
него "папская тиара" о четырех ярусах.
Все сооружение, сплошь покрытое узорной ренессансной чеканкой,
вставками драгоценных камней, увенчаниями каждого зубца венцов
крупными жемчужинами производит впечатление фантастичности.
Cултан Сулейман надевал шлем-корону лишь во время приема
австрийского посольства.
Как же возникла подобная странная форма? Можно предположить,
что эта инсигния была заказана султаном специально для встреч с
представителями католического мира (православный к тому времени
был, за исключением Московии и части Речи Посполитой, под пятой
османов, и перед ним уже не имело смысла дополнительно величаться),
дабы показать ему, что правитель Великой Порты есть не только
падишах, султан и хан, то есть светский владыка, воин — хункар, но
и халиф, то есть повелитель всех правоверных, духовный владыка всех
мусульман.
Чтобы это было ясно католикам, на европейский шлем была
водружена папская тиара, а чтобы подчеркнуть превосходство ислама —
на увенчании халифа было сделано на один ярус зубцов больше, чем на
папской тиаре. Одновременно четыре короны могли символизировать
власть султана над всеми четырьмя сторонами света. Но функция и
символика короны-шлема-тиары была еще более откровенной: Сулейман,
будучи владыкой Рума — бывшей Византии = бывшего второго Рима,
считал своим законным правом быть владыкой и первого Рима =
Рума.
А поскольку самим Римом и областью правил папа, то "папская
тиара" на короне-шлеме символизировала претензию на Вечный Город. В
то же время султан претендовал на власть над другим "Румом" —
Священной Римской империей германской нации, на троне которой
сидели австрийско-испанские Габсбурги и столицей которой была Вена.
Именно эта коллизия, эта претензия приводила турецкие войска под
Вену.
И на гравюре голландского художника Иоганна Компайера 1684 г. уже
султан Мехмед IV на торжественном конном портрете осаждает Вену в
1683 г. все в той же короне-тиаре-шлеме монарха великого единого
Рума, которой исполнилось 150 лет.
Иоганн Компайер 1684 г. Султан Мехмед IV осаждает Вену в 1683 г.
Гравюра.
В 1472 году великий князь Иван III Васильевич обвенчался с
византийской царевной Софьей (Зоей), племянницей последнего
императора Византии, Константина XI, погибшего в 1453 году при
взятии Константинополя турками.
После этого в Москве озаботились важностью некоторых инсигний
и регалий. В 1498 году произошло первое венчание на великое
княжение с некой золотой шапкой, предположительно Шапкой Мономаха.
Иван III короновал соправителем своего внука Дмитрия
Ивановича
При этом основной научной гипотезой по поводу
современного
вида Шапки Мономаха считается, что она была собрана из
деталей шлемов сыновей Ивана Красного - Дмитрия Донского и княжича
Ивана. Золотые пластины тульи датируются началом-серединой XIII
века, единый предмет из них был составлен в 1505-1526 годах.
Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми
подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали
золотым гравированным навершием с крестом. В описях Оружейной
палаты упоминание о мехе встречается только с XVII века. Если Шапкa
Мономаха - этo та же самая золотая шапка Дмитрия Ивановича, то она
была другой и в 1505-1526 годах ее как-то пересобрали. Ну если
рассматривать основную научную гипотезу, а не другие
существующие
Великий князь Иван III Гравюра. Франция , XVI век.
Вот реально интересно, а что это такое у Ивана III на голове, на
обычную шапку ну совсем не похоже. Может это быть Шапка
Мономаха в предыдущем исполнении? Или нет?
Примерно в 1523 - 1524 годы формируется концепция "Москва -Третий
Рим" Согласно концепции, Русское государство и его столица являются
последним ("четвёртому не быти") земным воплощением "нерушимого"
Римского царства, существовавшего со времени пришествия Иисуса
Христа. Это духовное христианское "царство" не локализовано в
пространстве и времени. Оно переходит от одного своего воплощения к
другому согласно теории "переноса империи" ("translatio
imperii")
Таким образом Москва наряду со Стамбулом бросает некий вызов Риму,
а это всегда требует определенных символов, ну чтобы не просто на
словах было. И при Иване Грозном начинают создавать
специальные венцы - шапки в дополнение к Шапке Мономаха.
Слева Шапке Мономаха, которой венчались на царство все русские
цари в XVI—XVII веках. По основной гипотезе происхождения золотые
пластины тульи датируются началом-серединой XIII века. В
описях Оружейной палаты упоминание о мехе встречается только с XVII
века. Справа Шапка Казанская, изготовлена примерно в 1553 году
для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского
ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского
царя.
Видите основное отличие? На Шапке Казанской в отличие от Шапки
Мономаха наблюдается многоярусность, то есть мы здесь видим три
яруса как бы "корон". В предыдущем посте, где мы видели все
сохранившиеся венцы, на более поздней Шапке Астраханской (возможно,
копии взамен утраченной в Смуту) тоже видно несколько ярусов.
Дабы развеять сомнения, что эти ярусы - именно "аналоги"
европейских корон, достаточно взглянуть вот на эти два изображения
Ивана Грозного, где у него тоже какие-то специфические головные
уборы с очень хорошо видимой короной вокруг шапки. Я не берусь
судить, что это такое и насколько это аутентично, мы сейчас
рассматриваем символы и вызов Ватикану насчет "Третьего Рима"
Слева: портрет царя Иоанна Грозного. Гравюра из книги
Ioannis Basilidis Magni, Moscoviae ducis, vita a Paullo Oderbornio
tribus libris conscripta.. 1585 г.
Справа: Ханс Вейгель старший. Портрет царя Иоанна Грозного.
Гравюра. Нюрнберг 1563 г.
Сын Ивана Грозного Федор пошел еще дальше и носил вот такой
головной убор под названием "Большой венец". Тут уже просто прямой
вызов Папе, не просто что-то символически чем-то напоминающее, а
визуально в прямом смысле конкурент.
Спас Нерукотворный с предстоящими царями Михаилом
Федоровичем и Алексеем Михайловичем, парсуна, Федор Зубов, 1677 г.
Написана для Архангельского собора Московского Кремля - царской
усыпальницы.
На парсуне мы видим Большую парадную регалию - трехъярусную
металлическую шапку с крестом. Венец был изготовлен в Стамбуле в
конце XVI века и послан в 1590 году последнему из рода Рюриковичей
- Федору I Ивановичу константинопольским патриархом Еремией II.
Цари надевали "Большой венец" только во время торжеств. Он был
разобран в 1684 годы для изготовления Шапки Бриллиантовой для Ивана
V.
Почему он был разобран, я думаю, объяснять не надо. Романовы взяли
курс на сближение с Европой, были проведены церковные реформы
Никона, создана некая униатская церковь, и подобный венец в тех
обстоятельствах, видимо, выглядел слегка неуместно
Вот такая вот история венценосцых многоярусных шапок
При написании поста использовалась статья Михаила Викторовича
Горелика "Шапка Казанская Ивана IV Грозного из Оружейной палаты",
которую я переписала по-своему, так как одной Шапкой Казанской в
этом противостоянии дело не ограничивалось