Костюмно-архетипичный разбор образов фильма "Чародеи" (1982)

топ 100 блогов nash_dvor29.12.2022 Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982)

Про эту новогоднюю сказку уже был пост с рассказом художника по костюмам.  Стиль в фильме "Чародеи" (1982) В этом посте герои фильма будут рассмотрены под другим углом, с точки зрения архетипа

Xотя в современном виде теория о 12-ти архетипах появится только в 1991-м, образы главных героев [как и положено сказке] тем не менее, отлично соответствуют.  Так что поехали!

ИВАНУШКА

Самый простой (и с точки зрения стиля) персонаж — конечно Иван(ушка). Романтичный молодой человек и архетипичный "Невинный" (в русских сказках - Иван-дурак)

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982)
Внешность молодого Абдулова мягкая и фактурная: черты лица крупные и округлые, волосы мягкие и даже фамилия у героя "мягкая" — Пухов. Все складывается в образ романтического героя.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982)

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982)
Иван не чародей, а "простой советский человек" (т.е. ещё и архетипичный "Славного малого"). Так что одевали соответственно: серое пальто (не совсем по размеру — рукава явно коротковаты) и простой шарф, шапка-ушанка.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982)
Иван — сугубо положительный персонаж, поэтому его основной цвет — светлый, белый. В молочной водолазке он проводит почти весь фильм, под конец меняя её на костюм-тройку белого цвета.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982)
Белый костюм Ивана должен сочетаться с белым же платьем главной героини — потому что оба они молодые, светлые и положительные персонажи.
Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982)
 
АЛЕНУШКА

Алена(ушка), главная героиня, далеко не так просто и наивна. И по сюжету её предстоит быть не только "пушистой и мягкой", но и настоящей ведьмой. Поэтому и актриса нужна была не милая и нежная, а именно со "стервозиной".

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 6 scale_1200 (7).jpg
Имидж Аленушки тоже переживает революцию. Вначале мы видим её светлую сторону: с длинной [сказочной] косой, в белой шубке и светлом и мягком джемпере.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 7 scale_1200 (8).jpg
Hа этом этапе Алена — не модница (а все так же "простая советская девушка" aкa "Славный малый"). Поэтому не носит сложных причесок, а по улицам ходит в валенках.
Зато с момента превращения в ведьму, как и положено интерес героини к моде и своему внешнеми виду существенно поднимается.
Из нежной и милой (пересечение архетипичной "Невинной" и "Славного малого") Алена превращается в карьеристку, которая использует женский шарм для достижения целей. Меняется прическа, исчезает коса, макияж становится ярче и тяжелее прежнего.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 8 scale_1200 (9).jpg
А вот наряды меняются не кардинально, но в них появляется тот элемент, который подчеркивает, что героине важно, как она выглядит и какое впечатление производит. Например, валенки заменяют более изящные сапоги. А белую шубу дополняет такой же головной убор, так что образ получается величественный, роскошный.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 9 scale_1200 (10).jpg
В гардеробе новой Аленушки появляются и модный бежевый комбинезон и необыкновенное и символичное алое платье.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982)
И с точки зрения теории архетипов Аленушка уверенным шагом перемещается от "Невинной" к "Любовнице". Ну а затем, как и положено в сказках, превращается обратно (хотя жаль немного красное платье — сшитое специально для фильма и окрашенное по особой технике вручную):

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 10 scale_1200 (12).jpg
Единственный образ, который оставил вопросы, следующий:

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 11 scale_1200 (15).jpg
Cмысл этой вещи и образа в целом...  Алена здесь полноценная ведьма и может быть, вязаный кардиган должен напоминать наряд Бабы-Яги своей фактурой? А вместе  с "пионерским" нарядом, получается советская версия?
Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 12 scale_1200 (13).jpg
           
ШЕМАХАНСКАЯ [царица НУИНУ]

Еще один женский персонаж — всемогущая Шемаханская. Главная колдунья по сюжету, однако это архетипичный "Эксперт", который анализирует и критично оценивают любую ситуацию. И имеет соответствующий имидж.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 13 scale_1200 (14).jpg

Этот персонаж полностью отсутствовал в первоисточнике, книге Стругацких "Понедельник начинается в субботу", которая была основой для новогоднего мюзикла.  В книге директором НИИЧАВО был Янус Полуэктович Невструев - человек в двух образах: А-Янус (администратор, медленно становящийся большим учёным) и У-Янус (один из крупнейших научных авторитетов в своей области)
В фильме директором НУИНУ решили сделать современную ведьму - этакий синтез образов средневековых чародеек и Мымры из "Служебного романа" с фамилией, взятой из пушкинской сказки о золотом петушке.
Так что если вы заметили сходство с товарищем Калугиной из "Служебного романа", то не случайно.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 14 scale_1200 (16).jpg
Единственный "магический" элемент в образе Шемаханской — её густо подведенные черным глаза, по замыслу художников, выдающие страстную натуру.
А я еще отмечу игривую белую ленточку - модный тогда элемент, заменяющий мужской галстук.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 16 scale_1200 (18).jpg
                     
МЯГКИЙ КИВРИН

Сухую и жесткую женщину в строгих костюмах уравновешивает влюбленный в неё мягкий мужчина.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 17 scale_1200 (19).jpg
   
Именно таким делают героя Киврина его округлые черты лица, округлая же форма очков и мягкий пиджак из бархата. Такой же "бархатный" он обычно и в своих манерах - мягкий, обходительный, вежливый. В таком облике это архетипичный "Опекун / Заботливый".

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 18 scale_1200 (20).jpg
     
Не только Киврин носит в "Чародеях" бархатный пиджак. Но совершенно другая внешность и стиль производят совершенно иное впечатление. Но по порядку.
           
МАГ-КОНЪЮНКТУРЩИК

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 19 4266253_original.jpg
 
Аполлон Сатанеев (Гафт) по типажу — больше всех остальных "Маг", в чьем облике точно есть и сумрачность, и интенсивность.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 20 scale_1200 (22).jpg
   
По сюжету это человек бюрократ, офисный интриган и коньюктурщик. Поэтому его "магический" облик балансирует деловой костюм, в котором он должен как бы выглядеть профессионально и офисно (классическая "форма" "Экспертов").

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 21 scale_1200 (23).jpg
А вот переодевание в то, что сам Сатанеев считает нарядом молодого героя-любовника,  дает обратный эффект — актер становится похожим на конферансье и вид у него несколько шутовской. Причина в цветовом решении и общей стилистике: бархатный вечерний пиджак с розовыми широкими лацканами, а также с сочетанием вещи и внешности, особенно когда образ дополняют усы и парик, создающие образ "скользкого типа".

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 22 scale_1200 (24).jpg
АРХЕТИПИЧНАЯ ПАРОЧКА

И наконец, подходим к лучшей и любимой всеми парочке — Брыль + Ковров.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 23 scale_1200 (25).jpg
Простой и забавный Брыль в рабочем кобинезоне — несомненный "Славный малый". А вот подтянутый трудоголик Ковров в своем черной водолазке выглядит как Стив Джобс одновременно просто и стильно.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 24 scale_1200 (26).jpg
И если добавить к этому его "потрепанную" дубленку, получим воплощение "Искателя" в лучшем виде (и без стиля сафари).

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 25 scale_1200 (27).jpg
И хотя, с одной стороны, это очень разные по характеру персонажи...  В одном из кадров одежда выдает, что они — настоящая одна команда! Смотрите, как их объединяет "клеточный" принт, у каждого свой при этом.

Костюмно-архетипичный разбор образов фильма Чародеи (1982) 26 scale_1200 (28).jpg
Отсюда

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пора бы уже глобально взглянуть на развитие индустрии, а то мы зарываемся на каких-то сиюминутных проблемах и показателях. За счет чего ИТ компании в течение десятилетий увеличивали выпуск и доходы? Освоение рынков сбыта. За счет удешевления ...
В Грузии совершенно иное отношение к животным, чем в России. Я имею ввиду прежде всего кошек и собак. Я была сильно удивлена, когда наш гид Зина, рассказала, что у них не принято держать дома ни собак, ни кошек. И любовь россиян к котэ они совершенно не разделяют. И объяснила почему та ...
...
Тоталитарные режимы угнетают свободных людей. И главным символом угнетения гражданских свобод, прав человека, слезинки ребенка, а также ценностей идеалов является безусловно бывший полковник КГБ (чекисты бывшими не бывают). Владимир Путин, ...
Если это хоть кого волнует, сообщу. У меня дома ничего нет. Но я держусь. Срать хожу за гаражи, на удаленную роботу езжу в гости, там же моюсь и пользуюсь благами 21 века интернетом и телефоном. В целом оцениваю работу оперативного штаба по ЧС и лично губернатора - достойной. ...