Костюмно-архетипичный разбор образов фильма "Чародеи" (1982)
nash_dvor — 29.12.2022
Про эту новогоднюю сказку уже был пост с рассказом художника по
костюмам.
Стиль в фильме "Чародеи" (1982) В этом посте герои
фильма будут рассмотрены под другим углом, с точки зрения
архетипа
Xотя в современном виде теория о 12-ти архетипах появится
только в 1991-м, образы главных героев [как и положено сказке] тем
не менее, отлично соответствуют. Так что поехали!
ИВАНУШКА
Самый простой (и с точки зрения стиля) персонаж — конечно
Иван(ушка). Романтичный молодой человек и архетипичный "Невинный"
(в русских сказках - Иван-дурак)

Внешность молодого Абдулова мягкая и фактурная: черты лица
крупные и округлые, волосы мягкие и даже фамилия у героя "мягкая" —
Пухов. Все складывается в образ романтического героя.

Иван не чародей, а "простой советский человек" (т.е. ещё и
архетипичный "Славного малого"). Так что одевали соответственно:
серое пальто (не совсем по размеру — рукава явно коротковаты) и
простой шарф, шапка-ушанка.

Иван — сугубо положительный персонаж, поэтому его основной
цвет — светлый, белый. В молочной водолазке он проводит почти весь
фильм, под конец меняя её на костюм-тройку белого цвета.

Белый костюм Ивана должен сочетаться с белым же платьем
главной героини — потому что оба они молодые, светлые и
положительные персонажи.
АЛЕНУШКА
Алена(ушка), главная героиня, далеко не так просто и наивна. И по
сюжету её предстоит быть не только "пушистой и мягкой", но и
настоящей ведьмой. Поэтому и актриса нужна была не милая и нежная,
а именно со "стервозиной".

Имидж Аленушки тоже переживает революцию. Вначале мы видим её
светлую сторону: с длинной [сказочной] косой, в белой шубке и
светлом и мягком джемпере.

Hа этом этапе Алена — не модница (а все так же "простая
советская девушка" aкa "Славный малый"). Поэтому не носит сложных
причесок, а по улицам ходит в валенках.
Зато с момента превращения в ведьму, как и положено интерес
героини к моде и своему внешнеми виду существенно
поднимается.
Из нежной и милой (пересечение архетипичной "Невинной" и
"Славного малого") Алена превращается в карьеристку, которая
использует женский шарм для достижения целей. Меняется прическа,
исчезает коса, макияж становится ярче и тяжелее прежнего.

А вот наряды меняются не кардинально, но в них появляется тот
элемент, который подчеркивает, что героине важно, как она выглядит
и какое впечатление производит. Например, валенки заменяют более
изящные сапоги. А белую шубу дополняет такой же головной убор, так
что образ получается величественный, роскошный.

В гардеробе новой Аленушки появляются и модный бежевый
комбинезон и необыкновенное и символичное алое платье.

И с точки зрения теории архетипов Аленушка уверенным шагом
перемещается от "Невинной" к "Любовнице". Ну а затем, как и
положено в сказках, превращается обратно (хотя жаль немного красное
платье — сшитое специально для фильма и окрашенное по особой
технике вручную):

Единственный образ, который оставил вопросы, следующий:

Cмысл этой вещи и образа в целом... Алена здесь
полноценная ведьма и может быть, вязаный кардиган должен напоминать
наряд Бабы-Яги своей фактурой? А вместе с "пионерским"
нарядом, получается советская версия?
ШЕМАХАНСКАЯ [царица НУИНУ]
Еще один женский персонаж — всемогущая Шемаханская. Главная
колдунья по сюжету, однако это архетипичный "Эксперт", который
анализирует и критично оценивают любую ситуацию. И имеет
соответствующий имидж.
Этот персонаж полностью отсутствовал в первоисточнике, книге
Стругацких "Понедельник начинается в субботу", которая была основой
для новогоднего мюзикла. В книге директором НИИЧАВО был Янус
Полуэктович Невструев - человек в двух образах: А-Янус
(администратор, медленно становящийся большим учёным) и У-Янус
(один из крупнейших научных авторитетов в своей области)
В фильме директором НУИНУ решили сделать современную ведьму -
этакий синтез образов средневековых чародеек и Мымры из "Служебного
романа" с фамилией, взятой из пушкинской сказки о золотом
петушке.
Так что если вы заметили сходство с товарищем Калугиной из
"Служебного романа", то не случайно.

Единственный "магический" элемент в образе Шемаханской — её
густо подведенные черным глаза, по замыслу художников, выдающие
страстную натуру.
А я еще отмечу игривую белую ленточку - модный тогда элемент,
заменяющий мужской галстук.
МЯГКИЙ КИВРИН
Сухую и жесткую женщину в строгих костюмах уравновешивает
влюбленный в неё мягкий мужчина.
Именно таким делают героя Киврина его округлые черты лица,
округлая же форма очков и мягкий пиджак из бархата. Такой же
"бархатный" он обычно и в своих манерах - мягкий, обходительный,
вежливый. В таком облике это архетипичный "Опекун /
Заботливый".
Не только Киврин носит в "Чародеях" бархатный пиджак. Но
совершенно другая внешность и стиль производят совершенно иное
впечатление. Но по порядку.
МАГ-КОНЪЮНКТУРЩИК
Аполлон Сатанеев (Гафт) по типажу — больше всех остальных
"Маг", в чьем облике точно есть и сумрачность, и интенсивность.
По сюжету это человек бюрократ, офисный интриган и
коньюктурщик. Поэтому его "магический" облик балансирует деловой
костюм, в котором он должен как бы выглядеть профессионально и
офисно (классическая "форма" "Экспертов").

А вот переодевание в то, что сам Сатанеев считает нарядом
молодого героя-любовника, дает обратный эффект — актер
становится похожим на конферансье и вид у него несколько шутовской.
Причина в цветовом решении и общей стилистике: бархатный вечерний
пиджак с розовыми широкими лацканами, а также с сочетанием вещи и
внешности, особенно когда образ дополняют усы и
парик, создающие образ "скользкого типа".

АРХЕТИПИЧНАЯ ПАРОЧКА
И наконец, подходим к лучшей и любимой всеми парочке — Брыль +
Ковров.

Простой и забавный Брыль в рабочем кобинезоне — несомненный
"Славный малый". А вот подтянутый трудоголик Ковров в своем черной
водолазке выглядит как Стив Джобс одновременно просто и
стильно.

И если добавить к этому его "потрепанную" дубленку, получим
воплощение "Искателя" в лучшем виде (и без стиля сафари).

И хотя, с одной стороны, это очень разные по характеру
персонажи... В одном из кадров одежда выдает, что они —
настоящая одна команда! Смотрите, как их объединяет "клеточный"
принт, у каждого свой при этом.
