 
            
    Откуда взялись камни в Шапке Мономаха?
 shakko.ru — 26.06.2020
                                                
                        
                        
Как изотопы помогают разрешить загадки истории.
 shakko.ru — 26.06.2020
                                                
                        
                        
Как изотопы помогают разрешить загадки истории.
Продолжаю рассказывать об эволюции изумрудных украшений, в том числе живописи. В прошлый раз было про Рим и Ренессанс.
После открытия Америки: испанцы выходят на рынок
Помните, я говорила о важности торговых маршрутов? С открытием и покорением Америки появляется еще один источник изумрудов на рынке -- причем, наконец, качественных. И ситуация с ними (в живописи в том числе) кардинально меняется.
В Латинской Америке на тот момент было добыто уже много изумрудов, наполнявших сокровищницы местных вождей. Обрабатывали их своеобразно: гранить, конечно, не умели.

Испанцы награбили все, что было можно. А потом начали и сами разрабатывать рудники (до сих пор в Колумбии -- самые богатые месторождения изумрудов). Это знаковое событие -- начало разработки копей в Чиворе, происходит в 1545 году. До этого, как вы помните, только захиревшие египетские и редкие австрийские. (Хотя спорадически что-то находили в Пешаваре: официально афганские изумруды открыли только в 1976 году, но анализы показывают, что несколько изумрудов, по крайней мере, 18 века, точно происходит оттуда).
Итак, в 16-17 веках в Испанию хлынуло огромное количество изумрудов.
Испанцы ими активно торгуют.
Из Латинской Америки вывозят как сырье, так и готовые изделия.
Вещи, поднятые с корабля, затонувшего в 18 веке. Предназначались на экспорт.
Крокодил чудесный, несет черты еще индейского искусства.



Появляются большие украшения с крупными камнями, причем во всех странах.
2-я пол. 17 века. Латинская Америка (?). Roncesvalles. Colegiata de Santa María.

Ожерелье, 1575 год, Schatzkammer Munich

Судя по всему, сами испанцы очень любили вкладывать эти изумруды в церкви.
Драгоценности из сокровищницы храма в Лас Пальмас (источник)

Сохранилось заметное количество вотивных корон для Мадонн с изумрудами.
Corona de Nuestra Señora del Sagrario. Автор: Juan Jose de la Cruz (1736) Catedral de Santa Maria La Real Pamplona (фликр)

Corona España. Navarra. Автор: Juan José de la Cruz (1736). Pamplona. Ajuar de la Virgen del Sagrario.

Корона Анд (1660), Метрополитен-музей

Вещи испанские выглядят грубовато, огранка простая. Но камни поражают, конечно.
1. Испания (колонии?), ок. 1650, Christie's
2. Испания, 18 век, Британский музей


Казалось бы, портретная живопись Испании 16-17 века должна порадовать нас огромным количеством изумрудных украшений. Но нет: ни у Веласкеса, ни у его предшественников на посту придворного портретиста -- ничего.
Есть у меня, правда, подозрение, что кулоны, на которых от одной испанской королевы к другой кочует знаменитая жемчужина Перегрина, таки изумрудные, просто краски потемнели.


Индия Великих Моголов и другие восточные страны
Очень красивые изумруды происходят из индийской империи Великих Моголов.
И вообще, в Индии очень любят изумруды.
Только при Великих Моголах их не гранили, а полировали и, как и в других исламских странах, вырезали на них надписи.
1. Изумруд по имени Mogul Mughal Emerald, 217.8 карат, 5.2 x 4x 1.2 cm. Продан на Christie's в 2001 году за 1,5 млн. фунтов. Сейчас в Museum of Islamic Art, Doha.
2. Изумрудный кубок, Индия, 1605-1627 годы (The Al Sabah Collection, Kuwait)


Изумруд по имени "Тадж-Махал"

Рогатый кулон, 18 век (фото)

Подвеска из Агры, 1610 (Британский музей)
Подвеская с танцующим Шивой, 20 век (фото)


Сарпеч (украшение для тюрбана). Crown Jewels of the Nizam of Hyderabad

В индийском искусстве тоже изумруды отыскиваются с легкостью, не то, что в Европе.
Мухаммед Шах с изумрудом в руке (1730)

Шах Акбар с соколом, 16 век

Аноним (Альварская школа). "Маратта в красной шали". Ок. 1820

С индийскими изумрудами Великих Моголов была связана большая загадка. Это большие, очень качественные камни, но никто не знал, откуда они взялись. В Индии изумрудов не добывают, афганские шахты в тот период не разрабатывались (они и сейчас -- только перебежками, c опаской). Эти изумруды обычно называли "из старых шахт", подразумевая, что их добыли в каких-то потерянных, забытых, исчерпанных рудниках. Или "бактрийские" -- почему-то считалось, что их мог привезти во время оно Александр Македонский, и вот у Великих Моголов дошли руки до их переогранки.
Загадка!
Где же находятся эти потерянные шахты Великих Моголов? Может, их можно найти и опять разрабатывать?!
В общем, в 2000 году ученые произвели анализ изотопов этих "индийских" изумрудов, и оказалось, что Великие Моголы банально покупали их у испанцев, из колумбийских шахт. А такие большие и качественные они -- просто потому что индусы тщательно отбирали.
Oxygen Isotopes and Emerald Trade Routes Since Antiquity (статья 2000 года)

Другие "индийские" изумруды, которые теперь появляются на Кристис и Сотбис, вижу, теперь тоже идут с указанием, что из колумбийских шахт. Т.е. теперь это общепринятый доказанный факт.
В связи с этим возникает вопрос, где брали свои изумруды другие восточные народы? Не у испанцев ли тоже? (А также у отомкнувшихся от них португальцам, которым досталась Бразилия, со своими месторождениями).
Вот, например,
Иран (Персия)
Изумрудов крайне много в драгоценностях и регалиях Каджарской династии. Откуда они их брали?
Коронационные регалии персидского шаха: пояс

"Корона Киани": в ней 300 изумрудов

Женская корона

Ожерелье (женское). Плохое фото, но видно, что центральный изумруд тоже резной.

Крышка блюда

Одеяния персидских шахов в живописи усыпаны изумрудами.
Художник Михр Али. "Портрет Фетх Али-шаха", 1809-10

Или вот другая страна, в сокровищнице которой тоже много изумрудов:
Россия
Откуда, откуда мы их брали? На Урале мы найдем их только в 1830-е, и качеством они будут не ахти.
Навершия жезлов, конец 17 века, Музеи Московского Кремля
Оклад Владимирской Богоматери (Музеи Кремля): два изумруда оазмером со спичечный коробок вложены Никоном (именно их крали в моей книге)

Шапка алмазная Петра I
На Шапке Мономаха (завершение которой теперь официально датируется 1505-1526 годами) -- четыре изумруда. Интересно, что показал бы их изотопный анализ? Откуда они пришли к нам? Из Египта, из Австрии, Афганистана, или все-таки Колумбии?
Прочие царские шапки в последние годы были подвергнуты чистке и реставрации. Эх, как интересно, проводились ли подобные анализы происхождения камней из них? Доберусь до каталога и гляну.
В парсунах наших царей изумруды углядеть можно -- в случае, если художнику хватало мастерства на их изображение. На этом куске даже заметно, насколько плоская, старая огранка.
"Портрет Алексея Михайловича" (фрагмент). 1680-е, ГИМ

Видимо, импорт шел к нам через Турцию и Иран.
Турция
Как и другие восточные, исламские страны, Османская империя обожала изумруды -- цвет зелени в пустыни, цвет Корана, цвет пророка.
Изумрудные предметы в собрании дворца Топкапы (источник)



Турки вон на своем сайте пишут, что в 1517 году, после завоевания Египта, султан Селим (1508-1520) получил доступ к богатым изумрудным месторождениям, и что известно, что изумрудные копи разрабатывались в Сиврихисаре в Центральной Анатолии в эпоху Сулеймана Великолепного (1520-1566). Американские химики в процитированной выше статье почему-то данный факт не знают, и считают, что египетские копи были заброшены или даже исчерпаны к началу Средних веков. Беглый поиск, даже на турецком языке, про добычу изумрудов турками ничего не принес. Возможно ли, что османы тоже покупали изумруды у испанцев/португальцев, но из чувства нацгордости маскировали это?
Теперь об искусстве: если портреты с изумрудами индийских и персидских шахов (а также русских царей) ищутся элементарно, садись и выбирай, то османские султаны, увы, ими не щеголяют. Не видно этих камней в миниатюрах, которые сами по себе прекрасны, ни в портретах маслом (которые отвратительны).
Ну, давайте представим, что черные камни на этой потемневшей картине заезжего европейца -- изумруды (потому что зеленые в ней -- это явно жемчуг).
Неизвестный французский художник, 1-я пол. 18 века. "Наслаждаясь кофе", музей Пера

Еще вот такая работа Лиотара, который некоторое время жил в Стамбуле.
Jean-Étienne Liotard - Portrait présumé de Laura Tarsi en habit à la turque

***
В общем, изумруды (и вообще зеленый цвет) остается в европейской живописи за Востоком: Клеопатра, царица Савская, Саломея, одалиски и проч... Но изображений их все-таки встречается мало.
Aladdin and His Wonderful Lamp - Tingey, Cynthia
Henri Adrien Tanoux - The sultan's favourite.


А что происходило в 18-19 веках в Европе, скажем, в портретах?
Появятся ли наконец нормальные картины с изумрудами? Хоть когда-нибудь?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
|  | </> | 
 
             Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
                    Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки                 Коты, кошки и котята
                    Коты, кошки и котята                 Nixies
                    Nixies                 Трагическая история за одной фотографией, потрясшей мир.
                    Трагическая история за одной фотографией, потрясшей мир.                 На Малой Бронной
                    На Малой Бронной                 Декаданс от главы англиканской Церкви
                    Декаданс от главы англиканской Церкви                 Если бы наша кошечка Ева действительно была козочкой ?
                    Если бы наша кошечка Ева действительно была козочкой ?                 «Белый» и «чёрный» бизнес: что выгоднее? Мнение сотрудника Роспотребнадзора
                    «Белый» и «чёрный» бизнес: что выгоднее? Мнение сотрудника Роспотребнадзора                 От Речного вокзала до Мытищ.
                    От Речного вокзала до Мытищ.                 
             
             
            
