Откройте, это майор Иван Черкасов: 10 сезонов детективного сериала «Мосгаз»
okkomovies — 10.05.2024Восьмисерийный ретро-детектив «Мосгаз» вышел на экраны в 2012-м и с первых же эпизодов стал хитом. Сериал получил продолжение, и вот уже десять лет бесстрашный майор Иван Черкасов идет по следу советских маньяков, грабителей, даже военных преступников. Сохранить заданную первым сезоном планку качества авторам было непросто, но всё же телепроект по-прежнему остается любимым зрителями. В Okko вышло шесть эпизодов десятого сезона «Мосгаза» с подзаголовком «Метроном», а мы вспоминаем все дела Черкасова. Как и положено в детективе, запутаем немного следы — и сделаем это, не придерживаясь строгого хронологического порядка.
Дело № 1: «Мосгаз»
Москва, 1962 год. Убит мальчик Серёжа Чеботарь, открывший дверь незнакомцу, что представился сотрудником службы Мосгаз. На место преступления прибывают опытный майор Иван Черкасов и его юная коллега, лейтенант-криминалист Соня Тимофеева. С помощью единственного свидетеля — друга Сережи Славика Карпухина — удается составить фоторобот подозреваемого. Однако настоящий убийца чрезвычайно хитер и изворотлив. Список жертв растет, притом все злодеяния душегуб совершает по одному сценарию: продолжает представляться наивным советским гражданам коммунальщиком. Весть о громком деле доходит до Хрущева. На поиски первого в Советском Союзе серийного убийцы дают всего две недели. Разоблачить его в столь короткий срок сможет только такой незаурядный следователь, как Черкасов.
Хотя в основу восьмисерийного фильма легло дело Владимира Ионесяна, действительно убивавшего своих жертв под видом работника Мосгаза, к реальным событиям картина имеет весьма отдаленное отношение. Сценаристка Зоя Кудря признавалась журналистам, что при работе над проектом ей было неинтересно писать детектив про «идиота, размахивающего топором», а потому она вольно переработала его историю. И в художественном плане сериал от этого действительно выиграл. Мастерски прописанная детективная история удачно срезонировала с эпохой, про которую в общем-то и был снят телефильм. Отдельно стоит отметить удачный каст и в первую очередь, конечно, роль Ивана Чеснокова в исполнении характерного актера Андрея Смолякова. Его персонаж в пижонской шляпе стал одним из самых харизматичных сыщиков на наших телеэкранах за последнее десятилетие. Все факторы сошлись — и сериал заслуженно полюбился как зрителям, так и критикам. «Мосгаз» был награжден премией «Золотой орел» как лучший российский телефильм.
Мосгаз. Дело № 2: «Палач»
1965 год. На окраине Москвы убивают выпускника местной школы Петю Яковлева. Убийство совершено с изощренной жестокостью — юноше прострелили оба глаза. Милиция поначалу подозревает друга покойного, Лёню Парамонова: ребята боролись за внимание одноклассницы. Однако схожим способом убивают еще нескольких человек. Майор Черкасов, расследуя дело, выходит на след военной преступницы. Скрывая лицо карнавальной маской, коллаборационистка расстреляла в годы войны больше тысячи солдат, партизан и просто мирных граждан по приказу немецкого командования. Найти палача Черкасову и его команде будет непросто. У них лишь крупицы улик да показания немногочисленных выживших свидетелей — лица убийцы никто не видел.
На волне популярности «Мосгаза» продюсеры Первого канала решили продолжить ретро-детектив про майора Черкасова. В основу второго сезона была положена история Антонины Макаровой, более известной по прозвищу Тонька-пулеметчица. Историки считают, что, находясь на службе у немецких оккупантов, она расстреляла около полутора тысяч советских граждан, хотя на суде было доказано 168 убийств. В сериале основное время действия перемежается флешбэками времен Великой Отечественной войны. Создатели добавили в историю любовный треугольник: в женатого Черкасова влюбляется молодая журналистка Оксана (Мария Андреева). К счастью, мелодраматическая линия не портит впечатление от второго сезона, глубже раскрывая личность главного героя. В целом «Палач» стал удачным продолжением оригинального телефильма, закрепив его успех.
Мосгаз. Дело № 4: «Шакал»
Начало 1970-х. В столице происходит серия сколь дерзких, столь и жестоких ограблений инкассаторов и ювелирных магазинов. Бандиты приезжают на место преступления в милицейской машине и в форме. В ходе расследования герои во главе с Черкасовым понимают, что налетчикам помогает «оборотень в погонах», — уж больно четко спланированы все акции. Найти осведомителя среди своих и наказать преступников становится для детективов делом чести.
Это первый сезон, сюжет которого никак не основан на реальных событиях. В банде Шакала скорее выведен собирательный образ советских преступных группировок. Авторы не скрывали, что хотели показать связь между зарождением организованной преступности в семидесятых с ее будущим разгулом в девяностых. Жестокие и кровавые аллюзии на «лихие» времена поразили зрителей. Отсылает «Шакал» и к полному насилия культовому фильму Артура Пенна «Бонни и Клайд». Сеющую смерть и хаос влюбленную пару сыграли Сергей Белов и тогда еще восходящая звездочка отечественного кино Александра Бортич. Они однозначно добавили красных красок в серые будни советской Москвы.
Мосгаз. Дело № 5: «Операция „Сатана“»
1975 год, холодная война в самом разгаре. В США утекает информация о разработке самой мощной советской ракеты «Сатана». КГБ тщетно пытается найти «крота». К этому времени Ивана Черкасова уволили из московского угрозыска, но работа простым участковым, очевидно, не для него. Волею обстоятельств Черкасов возвращается в МУР, где поможет разоблачить агента вражеской разведки. Гэбисты и независимый следователь не доверяют друг другу, но на кону дело государственной важности.
В пятом сезоне похождения майора Черкасова эволюционировали в шпионский детектив. Сюжет основан на истории советского инженера Адольфа Толкачёва, работавшего на ЦРУ (в сериале — агент «Камень»). Впоследствии он был разоблачен и расстрелян. Пятый сезон получился менее жестким и динамичным, чем предыдущий. Впрочем, судя по рейтингам, зрители хорошо приняли возвращение сериала к «холодному» детективу, где на первом плане интеллектуальная борьба между героем и антагонистом. «Операцию „Сатана“» снял режиссер Юрий Мороз, поставивший для ТВ такие хиты, как «Каменская» и «Апостол».
Мосгаз. Дело № 3: «Паук»
Вернемся в шестидесятые годы. В канун 50-летия Октябрьской революции в Москве орудует маньяк, убивающий манекенщиц из Дома моды. Единственная улика — оставленная преступником редкая шелковая ткань красного цвета. Черкасов внедряет в Дом моды свою напарницу и протеже Соню Тимофееву. Параллельно происходит дерзкое ограбление Гознака. Черкасов приходит к выводу, что это преступление связано с нападениями маньяка. Палки в колеса Черкасову вставляет ведущий расследование по линии КГБ подполковник Роберт Лебедев, положивший глаз на Соню.
Как и первые два сезона, третий был вдохновлен реальной историей: в 1977 году братья Николай и Феликс Калачян ограбили в Ереване Госбанк Армянской ССР на 1,5 миллиона рублей, что тогда стало крупнейшим ограблением банка в истории Союза. Тем не менее в литературной основе «Паук», пожалуй, уступал своим предшественникам. Несмотря на отдельные оригинальные идеи, в целом история напоминала скорее лоскутное одеяло, где шелк соседствовал с дешевым ситцем. Вероятно, из-за того, что это был первый фильм цикла, сценарий к которому не написала Зоя Кудря.
Мосгаз. Дело № 6: «Формула мести»
В шестом сезоне впервые затрагивается проблема советской наркомании. В 1977 году с крыши Дома искусств упал студент архитектурного института. Следствие считает, что его сбросили. В кармане юноши нашли квитанцию со скачек на Московском ипподроме, а тем временем уже появляются новые жертвы. В крови всех убитых был один и тот же синтетический наркотик. Следы ведут Черкасова в элитный дом, где проживают деятели искусств.
Первоначально шестой сезон назывался «Новое дело майора Черкасова», что отчасти говорит о первой попытке перезапустить франшизу. Как и в «Мосгазе», вновь показана жизнь советской богемы. Роль наркодилера сыграл заслуженный следак и бандит российского кино Сергей Гармаш. Тем не менее все ниточки ведут героев на самые верхи правоохранительных органов. Эта тема станет сквозной для последующих сезонов.
Мосгаз. Дело № 9: «Последнее дело Черкасова»
1981 год. В семье Черкасова наконец установилась тишь да гладь, он только что стал дедушкой и, кажется, готов уйти на покой. Но куда там — хитроумный маньяк вновь подкинул герою запутанное дело. Увы, годы берут свое. Постаревший Иван Петрович допускает ошибки, которых раньше не совершал. Тут еще появляется нахрапистый молодой коллега майор Ковалёв (Андрей Мерзликин), внедряющий в работу последние достижения техники вроде компьютера. Черкасов готов уступить дело, однако ему придется довести его до конца. Ведь следующей жертвой душегуба могут стать его близкие и он сам.
«Последнее дело Черкасова», возможно, уступает по качеству первым сезонам, но превосходит два предыдущих — седьмой («Катран») и восьмой («Западня»). За это нужно сказать спасибо Зое Кудре, вернувшейся в проект. Вместе с ней вернулся и главный злодей из «Мосгаза», который по странному стечению обстоятельств избежал казни. Девятый сезон казался идеальным завершением всего проекта. Постаревший следователь с достоинством передал эстафету в борьбе с преступностью новым героям. Однако открытый финал оставлял зрителям слишком много вопросов: в первую очередь — выжил ли Черкасов. Ответы на них можно получить в 10-м сезоне шоу.
Мосгаз. Дело № 7: «Катран»
1978 год. Убийство картежницы Киры Миллер и ее любовника — полковника МВД Потапенко — приводит следствие в подпольное советское казино «Катран». Перед гибелью Миллер проиграла 400 тысяч рублей. Черкасов вновь решает использовать соратницу по «делу Паука» Соню Тимофееву как подсадную утку. Девушка внедряется в игорный андеграунд, где крутятся всевозможные криминальные элементы. Соню затягивает мир азарта и легких, но «грязных» денег. Заигравшаяся следовательница внезапно сама становится должна бандитам большую сумму. Ей угрожает серьезная опасность.
Единственный сезон, где на первый план вышла верная помощница и ученица Черкасова Соня, сыгранная Мариной Александровой. У красивой, но несчастной в личной жизни следовательницы появится новый ухажер (Максим Аверин). Но лучше бы ей никогда с ним не встречаться. Другой фишкой сезона стало то, что в нём собрались все женщины любвеобильного Черкасова из предыдущих частей: персонажи Марины Андреевой, Екатерины Климовой и Даниэлы Стоянович. В общем, даже самым профессиональным сыщикам ничто человеческое не чуждо.
Мосгаз. Дело № 8: «Западня»
Москва готовится принять летнюю Олимпиаду 1980 года. Власти поставили милиции предельно сложную задачу — не допустить во время игр ни одного преступления и очистить столицу от фарцовщиков, проституток и бездомных. И без этого наэлектризованный уголовный мир Москвы приходит в еще большее движение, когда в центре города убивают криминального авторитета. Единственный свидетель — бандит по кличке Череп, который только что вышел из тюрьмы. Черкасову и его команде предстоит раскрыть серию загадочных убийств и сохранить спокойствие на улицах олимпийской Москвы.
В «Западне» уже явственно показалось, что путешествие авторов сериала по советскому прошлому затянулось. За всё время существования проекта в нём не было ни одного откровенно провального сезона, но со временем герои несколько приелись зрителю. И это несмотря на динамичный сюжет и оммаж на западные гангстерские фильмы. К чести продюсеров Первого канала, в девятом сезоне они смогли, казалось бы, красиво завершить историю Черкасова, а в новом, десятом по счету, попытались радикально перезапустить телепроект. Насколько удачно у них это получается, нам еще предстоит увидеть.
Дело № 10: «Метроном»
Шоу всегда продолжается! Хотя самым проницательным сыщикам становится ясно: что-то неладно на сцене. Особенно когда прямо во время юбилейного концерта «непроизвольно» самовозгорается кондовый советский тенор Гринякин. А затем начинают погибать и другие люди, связанные с Москонцертом, который возглавляет деловой человек Ольшевский (Игорь Золотовицкий). «Сверху» детективам поступает сигнал не копать, но преданные ученики Черкасова, Соня (Александрова), Гаркуша (Бардуков) и Осадчий (Голубев), начинают собственное расследование. Причем Соня снова маскируется под девушку из советской, теперь околоэстрадной, богемы, а затем оказывается за решеткой. Музыкальное дело с каждой серией становится всё опаснее.
Невозможно растягивать интригу и далее: конечно, майор Черкасов жив, и фирменная шляпа при нём. За это надо благодарить еще одну важную героиню, психиатра Машу (Ольга Лерман), лично спасшую сыщика из пожара. Жив — теперь наверняка — и сам сериал, умудряясь не просто эксплуатировать неоностальгию, но и развиваться в ее рамках. На наших экранах сегодня советский 1982 год, год смерти Брежнева, — и символически погибает в прямом эфире представитель официозной старой культуры. Строй внешне еще незыблем, но целостность материала уже нарушена. В мире московских клубов, куда проникают детективы в ходе расследования, проявляется и будущая эстрада, и рок-подполье, наряду с другими приметами времени вроде ветеранов Афганистана указывая на эпоху грядущую, когда советские зачатки оргпреступности дадут пышные всходы.
Текст: Марат Ишмухаметов
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.