Открытие года: эпохальная фотоколлекция Семёна Фридлянда
prophotos_ru — 08.07.2014 — Фото Оригинал взят у visualhistory в Открытие года: "Красная империя" Семёна ФридляндаЭто коллекция представляет собой настоящую фотоэнциклопедию жизни послевоенного СССР, которая по широте своего тематического и географического охвата приближается к "Коллекции достопримечательностей Российской империи" всё того же Прокудина-Горского. Как и последний, Фридлянд (будучи шефом фотоотдела "Огонька") имел права съемки в таких местах, куда обычным советским гражданам и иностранным путешественникам был заказан.
Также как и у дореволюционного пионера цветной фотографии, в коллекции Фридлянда можно найти и "протокольные", документирующие кадры, и высокохудожественные этюды виртуозного мастера, настоящие произведения фотоискусства.
Остаётся только удивляться, почему великая коллекция Фридлянда в Рунете практически неизвестна, за исключением огромных кадров.
Постараюсь посодействовать её введению в широкий культурный оборот. Работа эта не лёгкая, потому что там несколько тысяч кадров не подписаны и не датированы. Энтузиасты уже начали работу по идентификации.
Буду выкладывать у себя в блоге понемногу сериями и отдельными снимками.
Для затравки несколько красивых и интересных работ.
Оцените оригинальное разрешение!
Владивосток середины 50-х:
Высокое разрешение
Кто помнит такой Архангельск?
Высокое разрешение
А Горький?
Высокое разрешение
Также как и Прокудин-Горский, Фридлянд создавал позитивный образ красивой страны.
Экскурсия на водопад на Северном Кавказе:
Высокое разрешение
Всмотритесь в эти фотошедевры!
Высокое разрешение
Фридлянд был универсальным фотомастером.
Ему удавались практически все жанры.
Портреты:
Постанвочные сценки, такие как снимок "С добрым утром" (Колхозное Закарпатье) 1951:
Натюрморты:
Как и все пионеры цветной фотографии, он любил снимать цветы:
Выбирал яркую фактуру:
Был мастером постановки цвета, игры теней:
Его портретные снимки мне очень напоминают работы Джека Делано и Альфреда Пальмера из знаменитой коллекции американских кодохромов 1939-1943 г.:
Большинство работ Фридлянда несут в себе дух своего времени, эпохи.
Советская "бизнес-леди":
"Коллекционеры"
Высокое разрешение
Конечно, он показывал светлую сторону советской действительности, её лучшие проявления. Красоту страны и её людей, тружеников, созидателей. Я думаю, в этом отношении он не так уж и сильно отличался от Прокудина-Горского, который не любил снимать социальные язвы.
Обоих можно упрекнуть в том, что они создавали "парадный портрет".
Да, у обоих кадры постановочные, но люди-то настоящие, как и прекрасные дома, бурлящие стройки, мощные паровозы - всё это были не декорации, а вполне осязаемая реальность.
Эти дети на бульваре нового города, построенного в голой степи для обслуживания Волго-донского канала на снимке 1952 года вполне реальны:
И паровоз на угольном или рудном разрезе тоже не бутафорский:
Людей на этом снимке гостиной подмосковного санатория "Михайловское", наверное, уже нет в живых. А на фото они как живые:
Благодаря новых технологиям и американцам (!) эти снимки из забытой коллекции дошли до нас спустя 60 лет словно свет погасшей звезды.
Сколько нас ждёт ещё впереди таких чудных открытий!