Отец и дети

А Иннокентий, войдя в церковь, сразу же увидел немного справа, почти у Распятия, гроб и тело покойного наставника, уже приготовленное и покрытое. К нему был приставлен священномонах, который читал по усопшему Евангелие, так как почивший был носителем иерейского сана. Несколько монахов стояли рядом, с печальными лицами взирая на гроб и когда иеромонах Иннокентий подошел поближе, заметили его и приветствовали небольшим поклоном.
Иннокентий приблизился к покойному и коснулся своей ладонью холодных рук отца Иоасафа. По его щеке поползла слеза и скрылась в черной бороде. Сухомлин вспоминал, как восемь лет назад, войдя в этот самый храм, он увидел согбенного монаха, сидящего в углу перед Распятием и не решался подойти к нему, пока старик сам не повернулся в его сторону и не подозвал к себе:
- Ну что, Женя, пожил на белом свете?,- старик взял Сухомлина за руку и посмотрел на нее.
- Откуда вы знаете мое имя?- спросил молодой человек.
- А у тебя оно на лице написано. Но ты его забудешь. И себя забудешь. Ты же все отдал, не так ли?
- Почему вы рассматриваете мою руку, отец?
- Я смотрю и размышляю, сколько зла может наделать рука сильного мужчины. Готов отдать свои руки? Они все еще твои, сынок...
- Что взамен?
- А ничего! Ты же не торговаться сюда пришел? Ты нового себя пришел найти. Господь тебя теперь ведет, а куда и какими путями- мне неведомо.
- Что мне делать, отец?- Евгений ждал, что скажет седой монах.
- Вода и Дух.- произнес старик. Его глаза слезились и голос дрожал- стар он был, этот чудной монах.
- А что это?
- Ты все узнаешь.
Так, спустя четыре месяца и четырнадцать дней, Евгений принял Святое Крещение. А еще через два с половиной года монашеский постриг. И наставником его по пострижении стал отец Иоасаф- тот самый. Этот...
Руки Иннокентия коснулись. Он повернулся- племянница. Она протянула Сухомлину записку: "Я беру девочку к своим родителям, адрес: Знаменская, 56, Пироговы Андрей и Людмила. Это недалеко, ты легко нас найдешь. Джесс".
Сухомлин погладил детскую головку и отпустил Лизу. Прежде чем уйти, девочка взглянула на гроб с телом отца Иоасафа и что- то прошептала. Снаружи ее ожидала Джессика, на голове ее был повязан шейный платок, а тонкий летний плащ почти скрывал девичьи колени. Взявшись за руки, девушки покинули территорию монастыря и скрылись за монастырскими воротами.
В это время начала собираться братия на вечернее богослужение. Металлическая лестница, по которой поднималась братия, грохотала, а колокол в пару с ней возвещал о начале службы. Вошел отец настоятель. Он не заметил Сухомлина и встал среди братии, опустив голову. Монашествующие заполнили храм, служащий священномонах возгласил начало и чтец стал читать, вслед за обычным началом, псалмы. Служба попразднства Вознесения не предполагала заупокойных стихов и песнопений, все это было оставлено на следующий день, но гроб старца приковывал всеобщее внимание. Каждый вспоминал свой собственный опыт общения с духовником, да и было что вспомнить: старец был чудаковат, мог и прикрикнуть, и четками отхлестать по шее, но если видел, что человеку тяжело, подзывал беднягу к себе и, приглашая сесть рядом, начинал петь колыбельные песни, которые слышал в детстве от матери- из многодетной семьи происходил Иоасаф. Действие этих песен на слушателей было потрясающим: здоровенные монахи рыдали, словно малые дети. Кто теперь будет им петь, кто по- отечески накажет за разгильдяйство и пораженческое настроение?
Когда иеромонах произнес отпуст, братия, приложившись к иконам, разбрелась по кельям, а настоятель, Иннокентий и еще два монаха остались при гробе старца.
- Вот, отец, вознесся от нас подвижничек наш. Оставил нас сирыми. Ты- то как? Определился на ночлег?
- Еще нет. Я хотел бы сегодня почитать у гроба, благословите?
- Хорошо, почитай. Придет отец Никита в полночь, а ты ступай к себе потом ну или как хочешь. Твоя келья не занята еще. Да, а где племянница?
- Здесь, у местных оставил.- Иннокентий вдруг вспомнил про Лизаньку и мысленно пожелал ей спокойной ночи.
- Ладно, отец, пойду я. Снова боли в позвоночнике обострились, едва стоять могу,- попрощался настоятель и вышел. Два монаха, один большой и грузный, другой маленький и сухонький, как тростинка, остались с иеромонахом.
- Как ты, отец?- обратился к нему тонкий. Его большие глаза излучали необыкновенный позитив.
- Так себе, отец Тимон. Дом выметен и пуст. Место ли монаху в миру?
- Ты не расстраивайся, брат,- поддержал Сухомлина другой монах. Будет и на твоей улице праздник.
- Спасибо, отец Памва. Скучал я по вашему обществу и нашему братству.
- Можно с тобой побыть, Иннокентий? Ты почитаешь, а мы послушаем?
- Да, отцы. А помните, как мы к старцу ходили на Страстной, пели ему "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного"? Всегда плакал Иоасаф, когда слышал это песнопение.
- Да...- Памва засопел,- а что, давайте споем старику еще раз?
- Ну ты, брат, догада!- вставил Тимон.- Сколько тебя знаю, а удивляться не перестаю. Вроде и глуп ты, а иногда как скажешь что- нибудь, так до трепета пробирает!
- Это ты недалек, хорь- холерик.
- А ты сам знаешь кто!- парировал Тимон. Уступать брату он не собирался, по крайней мере в ближайшие пять минут.
- Молчи, а не то зашибу!- Памва, для пущей убедительности, поднес к носу Тимона пудовый кулак.
- Братья, уймитесь. Петь- так петь!- остановил дружескую перебранку Иннокентий.
Своды монастырского храма огласило постовое пение. Иннокентий выводил баритоном, Тимон тенорил, а Памва густым басом стелил бархатные дорожки, которые так нравились покойному. Окончив пение, все трое помолчали с минуту и Тимон прокомментировал:
- Хорошо спели. Старый был бы доволен. Поди, и сейчас слышит нас,- он повел глазами снизу- вверх и направо.
- А помнишь, Тимон, как любил Иоасаф нас смирять? Как он говорил, бывало:"Басы — пьяницы, баритоны — бабники, тенора — дураки!"
- Ну что ты пьяница, я и без старика знаю!
- А ты глуп. За тридцать лет от тебя не одного умного слова не слышал.
- Тоже мне, страдалец! А помнишь, как ты плакал, когда я в больницу угодил?
- Отцы, прекратите! Ну не здесь же, право слово!
- О, погляди на него, Тимон! Ты же этот, как его... бабник!
- Бабник и есть. Молодец, Памва! Посрамил святошину гордыню! Он же теперь в миру там с соблазнами воюет, на передовой, так сказать... Врага познает в лицо.
- Все отцы. Признаю свою вину, меру, степень, глубину... Читать будем?
- Да, отче, начинай.
- Не обижайся, брат. Мы это... Любя.
И как будто вовсе не было словесной перепалки!- в полумраке храма, освященного лишь светом свечей, зазвучало Слово.
Тимон и Памва были не просто друзьями. В детстве они были одноклассниками и даже соседями- Тимон жил этажом выше и его мама, учитель музыки Галина Сергеевна, возвращаясь однажды из музыкальной школы домой, встретила на площадке второго этажа плачущего мальчишку. Это и был будущий Памва, а тогда просто Паша, жиртряс и сирота, чья мама не так давно покинула этот мир, оставив мальчишку на руках отца. Отец работал по графику день- ночь- сорок восемь, а с ключами вышло какое- то недоразумение и мальчик, придя со школы, плакал, голодный, под дверями родного дома. Галина Сергеевна сжалилась над соседским сыном и приведя его к себе домой, накормила, а ее сын Димка даже помог толстому с домашним заданием. Так и завязалась их дружба. Димон, как звали его одноклассники, был маленьким, щупленьким заморышем, но едва его кто- то норовил обидеть, как крепкий Паша тут же сбивал обидчика с ног и "угощал" от всей души.
Все детство и юность слыли они неразлучными друзьями. В армию их забрали тоже вместе, попали служить они в одну часть и даже в одну роту. Когда "деды" стали досаждать бедному Димону, который имел талант собирать неприятности на свою голову, Пашка просто "раскатал" их по полу, словно кегли в боулинге. Те побежали, позвали подкрепление и бедным друзьям досталось уже не по- детски. Но в дальнейшем задирать Димона, почему- то, старослужащие больше не хотели, опасаясь свирепого Пашку. Так и служили вместе, в один день демобилизовались, приехали домой. Димон был поживее, потому и попадал часто в нелепые ситуации, а Паша комплексовал по поводу своей внешности и никогда не дружил ни с одной девочкой. Димон напротив, пытался ухаживать сразу за двумя, но результат был вполне предсказуем- досадные синяки от конкурентов и неделя затворничества в квартире родителей.
Однажды Димон увидел, как в церковь, напротив музыкальной школы, где работала мама, вошел парень, похожий комплекцией на его товарища. Эта сторона жизни друга и соседа была скрыта от Димки, а потому он проследовал за знакомой фигурой, недоумевая, что там, в церкви, потерял Пашка. Когда Димон вошел в храм, он, унаследовавший от матери прекрасный слух, услышал пение, которое перевернуло и перетрясло все его тщедушное существо. Впервые в жизни Димон плакал не от боли и обиды, а потому, что вол его души узнал своего Хозяина, а осел его тела — стойло своего Господина. С тех пор Димон и Паша стали постоянными посетителями церкви, а потом и певчими в хоре.
В монастырь послушниками они поступили тоже вместе. Эта контрастная парочка не могла оставлять равнодушным никого из насельников монастыря, едва завидев их вместе, суровые монахи начинали улыбаться и подшучивать над друзьями. Монастырская жизнь до того пришлась по вкусу товарищам, что они так и остались там, приняв постриг в один день. Димона нарекли Тимоном, а Пашку- Памвой. Духовник обители особенно благоволил к этим неунывающим олухам, часто приглашал их к себе, поил чаем и кормил печеньем, рассказывая всякие занятные истории, благо Тимон и Памва были великолепными слушателями. Когда Евгений Сухомлин пришел в обитель, друзья уже два года подвизались под духовным руководством отца Иоасафа.
Однажды отец настоятель поручил монаху Памве принимать спальный гарнитур в архиерейские покои и столы со стульями в монастырский актовый зал. Архиерей отрядил семинаристов, чтобы те разгружали машины с мебелью и заносили ее в помещение, а Памва занимался приемкой, подсчитывал, записывал, следил за тем, чтобы мальчишки ничего не поцарапали и не сломали. Тут к нему подошел отец Тимон, по своему обыкновению приправляя разговор живописными жестами. Пока они оба, Тимон и Памва, по-дружески препирались и передразнивали друг друга, мальчишки, тыча пальцами в экран смартфона и переводя взгляды на наших друзей, потешались на виду всей монастырской братии. Два- три монаха подошли к молодым повесам и полюбопытствовали, над чем смеются бурсаки. И те показали им мультик под названием "Король Лев", в котором происходила похожая перепалка между двумя героями- мангустом Тимоном и свином Пумбой. Надо ли говорить о том, что с тех пор к друзьям прилепились эти прозвища и их заочно величали не иначе, как Тимон и Пумба.
"Акуна Матата" в жизненном исполнении монахов Тимона и Памвы привлекала Сухомлина своей непосредственностью, простодушием и бесхитростностью и он, по прибытии в монастырь, легко сдружился и с тем, и с другим. А когда, спустя три года, Евгения постригали в малую схиму, эти двое, с возжженными свечами при пении тропаря "Объятия Отча отверсти ми потщися...", встречали своего друга в монастырском храме, и оба, и Тимон, и Памва, даже не скрывали своих слез, радуясь за нового "брата нашего".
Старец при жизни часто звал Иннокентия почитать Евангелие или из Отцов, потому что сам был слаб зрением. Тимону и Памве тоже нравилось, как читал их товарищ. Они благоговейно внимали чтению, смотрели на отца Иоасафа и ждали, когда старик, закончив слушать, станет что- нибудь рассказывать, а старому было что рассказать, только подставляй...
Не по этой ли причине отношения между ним и архиереем, мягко говоря, не заладились? Старик завещал, чтобы его отпевали только свои, а архиерей в это число не входил, а потому, на следующий день, возглавил отпевание отец настоятель. Братия тихо попрощалась с Божьим человеком и его погребли на местном монастырском кладбище. Когда гроб опустили вниз и земля забарабанила по его крышке, Иннокентий понял, что таких людей, как покойный иеросхимонах Иоасаф, больше не будет. Будут другие, но вот таких... нет.
|
</> |