Отец "Гроб-Арта" Вадим Сидур.
bolshoy_karlik — 27.01.2012 Значица так. Две недели назад, просиживая плиссированную юбку в кафе, колоча пальцами по клавишам ноута, получаю от моей френдессы Ларисы lara868 письмо в личку с вопросом - не хотела бы я посетить музей Вадима Сидура, говорят, он очень того заслуживает...?Все было бы ничего...Но плиссированная юбка как раз изучала этот музей в интернете. Как раз на момент получения письма в личку. И поняв, что это не спроста, я тут же записала адрес музея на клочок салфетки и на следующий день отправилась по записанному....
Вы про мой топографический дебилизм уже знаете? Как я типографию подпольную искала? Дополню утренний пейзаж. Я неверно записала и адрес музей Сидура. Настолько неверно, что мы припарковали машину километра за три в Новогиреево, среди совершенно спального района, где все дома похожи друг на друга. Но я помню, что в инете видела вывеску "Цветы" рядом с входом в музей. Оббегав половину раЁна, я, как бездомная дворняжка, стала липнуть к прохожим с вопросом - где музей В. Сидура? И вообразите - никто не знал не только - где музей, но и кто такой Сидур, в конце концов???!!!!
Муж, снова заподозрив неладное, вбил адрес в свой планшЭт. И планшет ответил, покрутив пальцем у виска - гаспада, вы снова не теми путями бродите. Вопрос - что со мной??? Муж смотрит странно и часто во сне произносит слово "альцгеймер".
В общем, нашли. Там действительно вывеска "Цветы"... Хоть это совпало.
Я не стану копировать материал о Сидуре, коего полно в интернете. Его называли современным Генри Муром, что действительно по манере родстственно. Но его творчество не является подражательством никому. Это только его.
Ритуально дам ссылку. Если кому будет интересно - достаточно прочесть хотя бы это. Хотя, я прочла немало материала, перед тем как идти в музей. Я вообще делаю всегда так. Перед тем, как идти - сажусь и читаю. Потом иду. После посещения - читаю снова. Иногда случается, что иду вторично в этот же музей. К Сидуру пойду второй раз обязательно, когда прилетит мой сын. А прилетит он завтра. Вот послезавтра и пойдем. Итак, обещанная ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%E4%F3%F0%2C_%C2%E0%E4%E8%EC_%C0%E1%F0%E0%EC%EE%E2%E8%F7
Мое частное мнение о творчестве Сидура - нет слов. Я была в восторге. Если после посещения манежных выставок у меня осталось по поводу некоторых работ стойкое недоумение, то Сидур не оставил такового ни разу. Я трижды обошла музей по периметру, потерзала смотрительниц и сфотографировала там ВСЁ! Что бы потом, дома, я могла сесть и еще раз разобраться и прочесть о его конкретных работах в интернете. Все таки я не искусствовед и разбираться слёту в этом не могу.
Музей располагался в обычном кирпичном многоэтажном доме. И я решила, что внутри он маленький, подобно музею аутсайдеров. Я ошиблась. Музей просторный, светлый.
Этот музей целиком и полностью посвещен современной скульптуре. Хотя представлены были и рисунки, графические работы, они висели на стенах в зале, коридорах и переходах из зала в зал.
Сидур имел сложную и тяжелую судьбу. Воевал, уйдя на фронт совсем юным мальчиком. Был ранен в лицо, до конца жизни сохранив ассиметрию в чертах и тему войны и смерти в сердце. Прежде чем смотреть его работы - надо обязательно знать его жизненный путь, как он пришел к этой тематике.
Музей как бы условно разделен на три части, три периода творения Вадима Сидура. Первый период - это реалистический, второй - "Гроб-Арт", и третий - "Железные Пророки". Тема - человек, смерть, Бог - все время витает в творчестве художника. Огромная просьба к верующим френдам - не надо видеть в его работах святотатства. Этот человек работал не руками и коньюктурой, а сердцем и своим тяжелым жизненным опытом. Каждый из нас представляет Высший Разум по своему, так ведь?
Я слегка буду комментировать фото, но лучше, конечно, самим увидеть. А не москвичам - просто посмотреть в инете, очень много материала.
Такую скульпутру я впервые увидела у своего шефа, от него и услышала про Сидура.
"Мать и дитя", работа поздняя, кажется начала 80-х. Я была поражена четкости и лаконичности мысли. Между двух молочных желез, где, как считается, находится душа - в виде креста - ребенок. Ребенок для многих матерей - и душа, и крест.. Очень схематично и в цель.
Следующая скульптура "Связи. Нежность". Смотрите - связи через главные каналы человека - мысли, руки, сердце, детородные органы, ноги. Все просто. И все точно.
"Люди из толпы". Наверное, так и выглядят. Толпа - это масса. Без лиц. Мне что то вспомнился сразу какой-то очень советский фильм про "заводскую проходную, что в люди вывела меня". Без глумёжа говорю.
Я видела таких людей точно! Даже с парочкой знакома. А вы? Я не помню точное название этой работы. Кажется "Разговор". Но могу ошибиться.
Если бы Сидур был знаком с Большим Карликом и захотел бы ее изобразить, то вышла бы вот такая Красотка! Муж сказал - копия ты! Даже выражение глаз.
"Создатель с Адамом и Евой". Так видел Высший Разум скульптор Сидур. Я считаю, что он имел право видеть так как видел. Мы не будем его за это ни критиковать, ни осуждать.
Еще "Адам и Ева". И "Моисей".
Мой муж в зале "Гроб-Арта". Схватился за лицо. Нюся, ты собираешься подобное устроить в своем гешефте??!!! Канешна!
Гроб "Девочка".
И гроб "Мальчик", как вы понимаете.
Особо ранимым не смотреть. Сидур работал с подручным материалом - канализационными трубами, батареями отопления, моторами от авто. Считал это второй природой человека, так называемой цивилизацией. Все эти странные создания, лежащие в гробах, стоящие возле стен - это протест Вадима Сидура против войны и насилия, царящего в современном мире..
Тема войны у Сидура затронута очень жестко и сильно. Много скульптур сложных и тяжелых для восприятия, оставляющих на душе свинец и саднение. Сам прошел, сам был разорван снарядом, творил то, что ощущал самолично.
"Памятник погибшим от бомб".
Продолжение темы войны. Раненый. Почему голый? Он не голый. Он обнажен. Миру, беде, боли.
Обожженные.
Скульптура, которая увеличена и находится неподалеку от музея. "Памятник, оставшимся без погребения". Почему то трактуется как памятник, погибшим в афганской войне. Не знаю, мне кажется, что эта работа расширяет рамки куда дальше. И те, кто погиб при военных действиях, и те, кто утонул, и те, кто пропал без вести и не был найден, лежит где то в лесу и ждет, когда, наконец, на него набредут грибники или охотники и вызовут такую как Нюся, что бы потом отправить в логический завершающий путь...
И сам памятник, уже на улице. Холодно было, черт!
Выведенная формула скорби. Можно ли точнее и прнзительнее сформулировать? Кстати, этот памятник стоит в г. Пушкин, называется - "Жертвам Холокоста".
Интересная работа. Называется "Материнство. Серия: препараты".
Наркотики и другие вещества
"Праздник".
"Драка", что характерно.
"Влюбленные". Он высокий и сильный. Она слабая и нежная. Даже в металле.
"Беби-Бум"
"Крик"
"Мать и дитя"
Снова тема смерти.
"Памятник погибшим от любви".
Самое тяжелое, что я обнаружила в музее. "Памятник погибшим детям".
Ну и головы Великих.
"Эрнст Неизвестный".
Академик Гинзбург.
Конечно же шедеврально схваченный куском металла Эйнштейн. Попробуйте, критики, сотворить знаменитый альбертовский взгляд и усы из подобного материала?
Голова ученого. И "Портрет Юнны Мориц".
Кому интересно, есть даже ЖЖ общества В. Сидура.
Как вы понимаете, такой скульптор как Сидур, постоянно сталкивался с резким неприятием своего творчества. Знаменитое хрущевское "Господа,вы пидарасы???" окатило холодом и спесью и творчество Вадима Сидура. Его обвиняли в пацифизме и формализме. Обвинять проще. Сделать самому - сложнее.
Умер Вадим Сидур в результате третьего инфаркта в 1986 году, в возрасте 61 года. Лежит на Переделкинском кладбище Москвы.
Отдельное спасибо я приношу СУПу, который трижды доводил Большого Карлика до Большого Пи..ца. Многие мысли по поводу этой презентации, которые слабо теплились в моем мозгу, окончательно испарились. После того, как я наконец запостила запись, мне кажется, я герой.
Ваш Карлик навеки.
|
</> |