ОТЦЫ И ДЕТИ (об интеллигенции)

Меня поразило, что особый ужас и отторжение протестное движение вызвало у многих из среды интеллигенции – той самой интеллигенции, которая, казалось бы, традиционно отстаивала личное достоинство (в советские времена). А теперь в изрядном количестве называет «толпой» и стадом баранов своих соотечественников (можно вставить множество других уничижительных оценок), ожидая, что ими вот-вот начнёт манипулировать нечистоплотный и корыстный маньяк (или уже манипулируют коварные американе). При том, что граждане, собравшись на площади, выступили именно ПРОТИВ МАНИПУЛЯЦИЙ, отвергая их. Вышли во имя собственного ДОСТОИНСТВА. Сия идея, казалось бы, должна быть близка интеллигенции как таковой.
Возможно, дело в том, что обесценивающие общественный протест, – в основном, люди, которым хорошо за 50, потрепанные и разочарованные событиями 1990-х, и уже не имеющие ни энергии, ни веры для перемен или хотя бы доверия к будущему. Только ли в их усталости дело? Или в психологическом типе? Или в том, что им слишком хорошо и комфортно живётся при путинском режиме, и они страшно боятся свой комфорт утратить?
В советские времена интеллигенцию объединяло ироническое отношение к власти, посягающей на личное пространство. Теперь – при повальной коммерциализации – власть стала для интеллигента, скорее, гарантом личного покоя. Кто смог устроиться, тот устроился. Кто может заработать художеством или интеллектом, тому и благополучие.
Той горстки, которая, называясь «интеллигенцией», в советские времена могла психологически противостоять «неправедной власти», давно нет. Это больше не в её, интеллигенции, интересах. Т.е. принадлежность к интеллигентскому сословию теперь, скорее, определяется образованием и эрудицией, деликатностью манер и т.п., но не мироощущением, не жизненной философией – как было когда-то.
Отчасти я воспринимаю это как кризис «отцов и детей». Слишком хорошо помню времена, когда «шестидесятники» и отчасти «семидесятники» претендовали на духовное лидерство. И вот теперь оно от них уплывает безвозвратно. Теперешние «отцы», когда-то противостоящие (хотя бы морально) советской власти, в некой своей части оказались трусливее и недоверчивее «детей».
Но, как ни странно, хочется сказать: И СЛАВА БОГУ!
Туда ей и дорога, интеллигенции этой.
Потому что интеллигенция играла роль «совести» и духовного лидера в БЕЗРЕЛИГИОЗНОЙ стране. Занимала «свято место», которое по-хорошему может принадлежать только Богу – или личной совести конкретного человека. И, разумеется, это не могло продолжаться вечно… Как только появилась свобода религиозных поисков (не только в христианстве, но и в других религиях), а всяческие массовые идеологии рухнули, исчезла и иллюзия «духовной свободы», будто бы присущей интеллигенции. Свобода есть, но только как сокровище, добытое каждым в одиночестве на его единственном пути. И никакого отношения к этой свободе не имеет ни уровень образования, ни принадлежность к определённому «кружку», ни либеральная идеология.
Теперешние события, столь бурно осуждённые многими представителями интеллигенции, мне кажется, подвели черту под этим процессом. Поставили крест на прежней «совести нации». Разумеется, на Болотной площади было море интеллигентов, но они там были по своим глубоко личным, не сословным и не идейным убеждениям. У каждого было своё «ключевое слово» для оценки происходящего: «право», «справедливость», «застой», «перемены» – у всех по-разному…
Убеждена, что никакой стремительной «революции» не будет. А будет долгая и мучительная ЭВОЛЮЦИЯ, вызревание нового самосознания и новых общественных структур, новых политиков и новых лидеров ГОДАМИ. Но «процесс пошёл», как говаривал Михаил Сергеич, чуявший такое нутром…
Говорят (опять же – из интеллигентской среды): «Нет уж, пусть остаются Пу и ЕДР ещё на пару десятилетий. Потому что всё остальное будет только хуже».
А, по-моему, хуже народа, который СОГЛАСЕН, чтобы с ним проделывали всё то, что происходило последнюю пару десятилетий, быть не может. Власти, разумеется, могут быть хуже (диктатура и т.п.). Но для самого общества нет хуже состояния, чем то озлобленно-агрессивно-депрессивное, в котором мы уже столько времени живём.
Есть ещё вариант: наплевать на «общество» и жить в башне из слоновой кости. Но я всегда очень остро чувствую сдвиги, когда они назревают. И сейчас неизбежность каких-то сдвигов на уровне «почвы» настолько ощущается в воздухе, что не отрешишься…

|
</> |