Отчет

Одним из самых серьезных — и недооцененных — факторов модернизации западногерманской экономики был коммунистический режим в соседней ГДР. Массовое бегство из ГДР квалифицированных специалистов, бизнесменов, врачей и ученых дало невиданный толчок к развитию даже прежде аграрным регионам Западной Германии, например ряду районов Баварии.
Миграция квалифицированных специалистов из Восточной Германии, откуда немцы бежали по политическим причинам, а также из Польши и Чехословакии, чьи правительства изгоняли немцев по национальному признаку, дала ФРГ сильный допинг в виде первоклассной рабочей силы. Вплоть до 1961 года таким образом в ФРГ переселилось 3,6 млн беженцев из ГДР и 9,6 млн из стран Восточной Европы. 86,6% беженцев из ГДР были молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет, многие из них с хорошим образованием.
Основной приток беженцев наблюдался в 1945–1949 годах, но даже в период между 1952−м и 1963 годом из ГДР сбежало более 20 тыс. инженеров и техников, 4,5 тыс. врачей и 1 тыс. университетских преподавателей. По оценкам профессора Университета Гамбурга и специалиста по экономической и социальной истории Германии Герхарда Штапельфельда, только на притоке этих специалистов ФРГ сэкономила не менее 30 млрд марок, которые должны были бы быть потрачены на высшее образование. В результате расходы ФРГ на образование смогли сократиться до 2,4% ВВП, что было ниже даже уровня послекризисного 1925 года (2,8%). Серьезный рост расходов на высшее образование в ФРГ отмечается лишь после 1961 года, когда после постройки Берлинской стены поток бежавших от социализма образованных немцев иссяк.
Чтобы понять, какую роль играли беженцы из ПНР, ЧССР и ГДР в экономике ФРГ, достаточно вспомнить, что в 1960 году эти категории граждан составляли 30,7% рабочей силы ФРГ.
Именно немецкие мигранты из стран соцлагеря позволили ФРГ накачивать рынок труда в условиях промышленного бума. С 1950−го по 1960 год емкость рынка труда ФРГ выросла с 23 до 26,5 млн человек, а уровень безработицы в 1960 году составлял лишь 0,8%. Таким образом, вокруг беженцев не возникла ситуация социального напряжения, и каждый новый беженец вносил вклад в развитие экономики ФРГ.
Особую роль в формировании новой, модернизированной западногерманской промышленности сыграли сбежавшие из ГДР предприниматели. По подсчетам исследователя Германна Голле, специализирующегося на изучении истории промышленности ГДР, до 1960−х годов ГДР покинуло около 360 тыс. предпринимателей. Большинство этих немцев основали в Западной Германии свои компании, конфискованные в ГДР, и начали реализовывать свои технические и бизнес-идеи на новом месте.
Великое технологическое переселение
История бегства предпринимателей сначала из советской оккупационной зоны, а затем из ГДР — это история самого массового в XX веке технологического трансфера. Вопреки распространившемуся после 1990−х годов мифу, восточногерманские регионы никогда не были технологически отсталыми по сравнению с Западной Германией. Как раз наоборот: целый ряд восточногерманских территорий представлял собой скопления самых передовых мировых компаний. Но в течение всего нескольких лет после войны эти компании были уничтожены коммунистическим правлением, а их владельцы и ведущие специалисты при первой возможности бежали на запад, чтобы начать свое дело с нуля. Именно так создавалось технологическое превосходство ФРГ.
Один из самых известных примеров такого бегства — миграция из саксонского Кемница (в ГДР — Карл-Маркс-Штадт) одного из крупнейших на сегодняшний день производителей легковых автомобилей Европы, компании Audi. В июле 1948 года компания Auto Union — предшественник Audi — была национализирована и превращена в подразделение IFA Vereinigung Volkseigener Fahrzeugwerke (Промышленного союза по строительству автомобилей Объединения народных автомобильных заводов). Сразу же после этого ведущие инженеры Auto Union, среди которых были члены совета директоров Вильгельм Брун и Карл Хан, эмигрировали в Западную Германию. Спустя некоторое время новая компания появилась в баварском Ингольштадте, где штаб-квартира Audi находится до сих пор.
Вслед за автопроизводителями на Запад бежали производители запчастей для автомобилей. Так, основанная в 1910 году в Косвиге компания Kirchbach’sche Werke (KW) была абсолютным европейским лидером в области производства сцеплений и тормозов, производившихся под торговой маркой Jurid. KW контролировала 90% немецкого рынка тормозов и сцеплений, а также большую часть европейского. Почти в каждом автомобиле в Европе были либо тормоза, либо сцепления KW. В 1945 году производство было остановлено, на базе компании создали «народное предприятие» Cosid. Но партийному руководству не удалось повторить успех KW — владельцы компании уехали в Гамбург и основали там компанию Jurid, снова занявшую хорошее положение на рынке. «Народное предприятие» на востоке просуществовало до 1990 года, после чего было поглощено западной компанией Rütgers Automotive AG.
Технологическое бегство с востока страны и деградация техносферы ГДР наблюдались и в других отраслях. Например, заводы Wanderer под саксонским Кемницем вплоть до 1945 года были крупнейшим в Европе производителем фрезеровочных станков. После войны владельцы компании сбежали на запад, где основали компанию Wanderer-Werke, выросшую в концерн с заводами в Мюнхене, Аугсбурге, Брюкмюле и Крефельде. Вскоре годовой оборот нового концерна стал измеряться сотнями миллионов марок.
Компания Hauni Maschinenbau, контролирующая сегодня до 90% мирового рынка машин для производства сигарет с фильтром, была создана инженером Куртом Кёрбером, сбежавшим в 1946 году из восточной зоны, — там Кёрбер работал в дрезденской табачной компании Universelle-Werke, национализированной в том же году (подробнее про компанию Hauni см. «Успех под грифом секретно», «Эксперт» № 44 за 2007 год).
Точно так же обстояли дела и в печатной промышленности. К 1940−м годам на территории Восточной Германии было десять крупнейших компаний по производству печатных станков, а на территории Западной Германии — девять, и они несколько отставали от восточных по уровню техники. После того как в ГДР печатные компании были конфискованы, западные компании смогли вздохнуть свободно и развиваться в значительно более легких условиях. Сегодня западногерманская компания Heidelberger Druckmaschinen является мировым лидером, ее доля на мировом рынке составляет десятки процентов. Успеха достигли и сбежавшие на запад владельцы компании Giesecke & Devrient, ставшие ведущими подрядчиками по печати денег, акций и других особо защищенных бумаг. Судьба компаний, оставшихся в ГДР, была куда менее завидной: по итогам управления СЕПГ печатная промышленность обанкротилась, теперь в бывших помещениях ведущих восточногерманских компаний продают мебель.
Имевшееся на территории Восточной Германии скобяное производство также массово утекало на запад. До войны до 70% бытовых скобяных изделий, продававшихся в Европе, производились в Саксонии вокруг городов Байерфельд и Ауэ-Шварценберг. Это же производство использовалось и для военных нужд. Например, компания Frankonia, производившая кружки, кастрюли, миски и другую посуду, выпускала также оболочки для ручных гранат, установив рекорд производства — 30 тыс. штук в день.
В 1945 году большинство владельцев этих компаний также переселились на запад, увезя с собой технологические навыки организации производства. Так, компания Kaiser сначала обосновалась в рурском Виттене, а потом переселилась в Нассау, где уже к середине 1960−х стала лидером производства кухонных скобяных изделий, в первую очередь прославившись своими формами для выпечки.
Массовое перетекание мозгов и технологий из Восточной Германии в Западную происходило не только в сфере машиностроения или металлообработки. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других отраслях — например в пищевой промышленности. В 1882 году в Дрездене была основана компания Teekanne, именно там в 1929 году был изобретен пакетик для заваривания чая. В 1946 году компанию конфисковали и национализировали, владельцы сбежали в ФРГ, основали в Дюссельдорфе новую компанию, совершенствовали свое изобретение, стали лидером рынка, в 1991 году купили в объединенной Германии свою бывшую дрезденскую компанию.
В том же Дрездене находилась крупнейшая в Германии кондитерская компания Chocoladen u. Cichorien-Fabrik — первая основанная в стране, лидер рынка. Конфисковано, превращено в «народное предприятие» Elbflorenz, к моменту объединения Германии обанкротившееся.
В легкой промышленности массовое перетекание кадров и технологий в Западную Германию было еще более очевидным. До начала войны на территории будущей ГДР имелось несколько мощнейших кластеров чулочного производства, в том числе из синтетического материала перлона. В 1930−е годы кластер вокруг города Оберлунгвитца поставлял до 75% мирового объема производства женских чулок. Чулочное производство требовало и мощного производства станков — в итоге на кластер под Кемницем приходилось до 80% мирового объема производства текстильных машин. В 1945 году эти производственные мощности были демонтированы и вывезены в СССР. Вплоть до 1951 года некоторые из владельцев этих компаний пытались наладить былое производство в ГДР, но их инициатива не встретила одобрения у руководства СЕПГ. В итоге владельцы крупнейших компаний эмигрировали в ФРГ — и уже к 1960 году на территории Западной Германии, где до 1945 года не было ни одной фабрики, производившей женские чулки, существовало 137 предприятий, дававших работу 29 тыс. человек.
Наконец, политика СЕПГ привела к утечке главного элемента современной экономики — компаний, специализирующихся на сохранении знаний. В течение первых семи лет после войны Восточную Германию покинули десятки книгоиздательских компаний. В 1952 году в Штутгарт сбежала компания B. G. Teubner, ведущее издательство научно-технической литературы. В 1946 году в Лейпциге был национализирован Библиографический институт, издававший знаменитые словари и энциклопедии Meyers Lexikon и Duden — в 1953 году его издатели сбежали в Мангейм, где продолжили издавать высококлассные словари. Компания Brockhaus сбежала в 1945 году в Висбаден. Компания Reclam Verlag, специализировавшаяся на выпуске недорогих изданий классической литературы, перебралась в 1947 году в Штутгарт.
Великое технологическое переселение с востока Германии на запад стало одним из важнейших факторов немецкого экономического чуда, считает исследователь истории восточногерманской экономики Германн Голле. Сотни тысяч бизнесменов, инженеров, квалифицированных рабочих, одержимых идеей создать новую успешную Германию и реализовать свои технические и бизнес-идеи, стали для экономики ФРГ тем допингом, который, помноженный на американские кредиты и условия благоприятствования со стороны немецких властей, помог ФРГ совершить небывалый технологический скачок. Именно благодаря целеустремленным специалистам, изгнанным из Саксонии и Бранденбурга, Тюрингии и Мекленбурга, на западе Германии была достигнута качественно новая концентрация технологий и знаний, которая позволила модернизировать разрушенную войной экономику и вывести ФРГ в лидеры европейских стран.
Но в заметке, конечно, есть и про другие факторы модернизации экономики.