Отчего раскачивался мост

топ 100 блогов perct — 23.05.2010 На всех произвели сильное впечатление кадры раскачки волгоградского моста. На меня тоже. Я такого никогда не видел. Даже и не представлял, что мосты такое могут выдержать, и не развалиться. Странно, что мост не требует ремонта после такой болтанки.

В обсуждении в ЖЖ упомянули про историю обрушения Такомского моста в США 7 ноября 1940, о которой я ничего не знал, а это обрушение, оказывается, оказало глубокое влияние на развитие науки и техники. Фильм с кадрами раскачки и обрушения моста, снятый владельцем местного фотомагазина на 16 мм цветную пленку Кодакхром, хранится в национальном регистре фильмов США как имеющий особую ценность, и его показывают студентам инженерных и архитектурных специальностей (в США) и сегодня в назидание и предупреждение.

В ЖЖ идет бурная дискуссия о том, сколько денег и стоительных материалов опять сперли при строительстве моста в Волгограде. Мост этот многострадальный, строили его очень долго, и он имеет стратегическое значение для транспортной системы России.

Президент Медведев поручил создать комиссию из Прокуратуры и контрольного управления при президенте РФ, чтобы выяснить причины колебаний моста. В нашей деинтеллектуализированной стране ученые и инженеры в комиссию не вошли, а сама комиссия заранее носит посадочно-обвинительный уклон.

Интересно, что в комитет по разбирательству причин обрушения Такомского моста входил виднейший специалист по аэродинамике того времени Теодор фон Карман.

Причиной крушения Такомского моста, и причиной раскачки моста в Волгограде является, судя по всему, одно и то же физическое явление - аэродинамический флаттер.

Это широко известный феномен в авиации, но для меня было новостью, что флаттеру подвержены и мосты. Оказывается, да, подвержены, и не только мосты, а вообще любые достаточно длинные гибкие конструкции, находящиеся в потоке воздуха или жидкости, например, трубы.

Что такое флаттер? Флаттер - это самовозбуждающиеся колебания конструкции, которые возникают при достижении потоком определенной критической скорости. Поток воздействует на конструкцию, изгибает и искривляет ее, отчего картина обтекания изменяется, создается подъемная сила, которая добавляет еще больше энергии к деформации конструкции, пока собственные упругие силы не начнут возвращать ее к исходной форме, после чего процесс идет в другую сторону. Такие автоколебания ограничиваются инерцией системы, демпфирующими свойствами среды и конструкции, и могут достигать большого размаха и приводить к разрушению конструкции.

В программе Время показывали статические испытания моста грузовиками с песком. Специалистам, конечно, виднее. Может, они проверяли, не сломалось ли что после такой тряски. А потом показали г-на Алексея Журбина, генерального директора института "Стройпроект" (Санкт-Петербург), который сказал буквально следующее:

"Есть пробел в строительных нормах, которыми мы пользуемся, и мы все пришли к этому выводу. На сегодняшний день аэродинамическая устойчивость нормируется только для вантовых и висячих мостов. Балочные мосты не подлежат расчету, и нужно в срочном порядке вносить изменения в действующую нормативную базу в нашей стране.
Причем я должен сказать, что не только в наши нормы, но и, вероятно, и наши зарубежные коллеги узнают об этом случае и прислушаются. Во всяком случае мы об этом расскажем, и это должен быть мировой опыт"


Как бы тут просто у меня, товарищи, нет слов. Я погуглил маленько. Действительно, флаттер в зарубежных статьях про мосты встречается чаще применительно к вантовым мостам. На первой и второй странице гугловых ссылок. А на третьей, условно говоря, если посмотреть вооруженным глазом, начинают попадаться статьи, где про флаттер пишут применительно к балочным мостам. Иностранные математеги и сивил-инженеры.

5 минут в Гугле!

А у нас что получается? 25 лет строили мост. 11 миллиардов рублей. Стратегический объект для транспортной системы России. Объект уникальный. И - это. Не нормируются расчеты на аэродинамику для такого типа мостов - ну их никто и не делал. В аэродинамической трубе модель - никто не продувал. Не "нормируется" же. В Гугле висят статьи на эту тему - а у них "не нормируется".

Теперь еще одна тема про Такомский мост. В фильме видно, что на мосту оставлен автомобиль. Леонард Коатсворт, владелец машины, был последним человеком, проехавшим по мосту. В машине осталась собака Табби, коккер-спаниель. Профессор Фергуэрсон и фоторепортер пытались вытащить собаку во время затишья, но она была так запугана, что укусила одного из спасителей, и ее вытащить из машины не удалось. Собака погибла вместе с автомобилем. Позже Коатсворт получил компенсацию 364 доллара 40 центов за автомобиль и собаку. В 1975 году его супруга заявила, что Табби имела три лапы и была парализована.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В одной из своих статей ( Селигер 2012 ) я рассказал о общении с начинающими предпринимателями на форуме Селигер. Главной проблемой, которую озвучивали ребята, была финансовая поддержка на старте. Это первые 10-20 тысяч долларов США, которых бы ...
Народ, меня вчера сильно достал 10-летний отпрыск - он хотел очередное лего. (Получил двадцатку на ДР, если к этой двадцатке добавить еще денег, будет его любимый набор.) Тут он поднял опять тему - помощь по дому за деньги. (Здесь так принято). Моя ...
Вот хотел бы уточнить. Во времена Хрущева (и потом в Перестройку) активно ...
Позавчера под Пальмирой бармалеи из ИГ уничтожили асадитскую разведгруппу из пяти человек. И с удивлением обнаружили, что это вовсе не привычные им сирийцы, иранцы, иракцы или ливанцы, воюющие на стороне Асада. Это оказались россияне, которые не успели насладиться величественной победой Ро ...
проехался сёдня по красоте. головой вертел во все стороны. ну хоть бы зайчик какой, хоть бы лисичка пробежала. не говорю уж про кабанчиков семейство или лося. никого нет. повыбивали зверьё. хантеры- хуянтеры. Upd: всё же лесорубы виноваты! ...