Отчего едет автомобиль и идёт судно?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Отчего едет автомобиль и идёт судно? Отчего едет автомобиль и идёт судно?](/images/main/otchego-edet-avtomobil-i-idet-sudno-664b25.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/225650/331224160.13/0_17b3d5_3af7ad3f_orig.jpg)
Оттого, что в их двигателях
происходят взрывы. Непрерывная череда взрывов топливовоздушной
смеси, Карл, по такому же принципу действуют ужасные вакуумные
бомбы. Часами и сутками гремят эти взрывы, коварно скрываемые
глушителями, а двигатель не то что не раскаляется докрасна, на нём
и яичницу хрен зажаришь.
Я хочу попробовать поведать обо всём, что связано с этим феноменом
самым доступным образом, чтобы было понятно и интересно даже
женщинам, посмотрим, удастся ли :)
Профффесионалов желаю сразу предупредить - я не собираюсь
пересказать своими словами "Руководство по эксплуатации судовых
дизелей". Как ДОЛЖНО быть, мне известно, но я расскажу, как оно
есть кое-где на самом деле.
Поехали?
Для начала - где же происходят эти взрывы? В месте с печальным, как
по мне, названием "камера сгорания". Никакого оптимизма в этом
словосочетании нет, согласитесь :)
Стенки камеры образованы внутренней поверхностью втулки цилиндра, а
проще - трубы диаметром 27 с половиной сантиметров, если говорить о
дизеле ŠKODA 6-27.5A2L, укреплённой вертикально в блоке цилиндров.
Крышей является достаточно сложное устройство с говорящим названием
"крышка цилиндра", и чего только в неё не напихано - и клапаны, и
рычаги привода клапанов, и форсунка, и кое-что ещё, в зависимости
от конструкции. А теперь прикиньте, как должна быть прикручена
крышка к блоку цилиндров, чтобы её не только не сорвало, но и
малейшая толика раскалённых газов не могла просочиться в зазор.
А дно камеры - это поршень, который ёрзает внутри втулки
вверх-вниз, превращая силу взрывов во вращение коленчатого вала и
далее - кому там это вращение нужно, гребному винту, реверс-муфте
или генератору.
И вот теперь возвращаемся к первоначальному вопросу - почему всё
это не раскаляется со страшной силой?
Смешной я какой - да все знают, - потому что охлаждается водой, под
давлением омывающей втулки цилиндров, потом поднимающейся в крышки,
а охладив их, перетекающей для охлаждения выхлопного коллектора, по
которому огнедышащие газы устремляются в турбонагнетатель воздуха,
который тоже треба охлаждать. И только потом в водо-водяной
холодильник и снова в насос.
Так и носится по кругу охлаждающая вода, - а вода, как известно,
всегда дырочку найдёт.
И очень здорово, если эта дырочка находится вне дизеля. Легко найти
и устранить, а если внутри?
Вот обнаружили мы, что в мерном стекле расширительного бачка (о
котором я упоминал неоднократно) падает уровень, особенно
прискорбно, если во время работы машины. Если это происходит
достаточно медленно, а останавливать двигатель нет возможности, в
проливе, например, дотерпим до момента, когда его можно остановить
без ущерба для задач, стоящих перед судном.
Внешних течей не найдено, нужно заглянуть внутрь шайтан-машины.
Открыли картерный лючок (квадратные отверстия на заглавном снимке,
в одно из которых засунул ключи наш неунывающий стармех - дедом
как-то неуместно его называть).
На первом цилиндре - ничего. На втором: ничего? - ничего! На
третьем - ага, вот она, зараза! По нижней части втулки слезится
тоненькая струйка или просто частая капель воды.
Тут тонкость: если по внутренней поверхности втулки - значит
потекла крышка и это гораздо приятней, ибо для устранения течи
придётся снимать только крышку.
А вот если по внешней - значит потекло уплотнение самой втулки,
резиновые кольца, опоясывающие втулку и создающие замкнутую полость
между втулкой и блоком цилиндров, в которой и бурлит охлаждающая
вода.
Теперь суньте мизинец (представим, что это втулка) в любую ноздрю
(колодец в блоке цилиндров), зажмите другую и сильно дуньте носом.
Воздух (вода в рассматриваемом случае) свободно прорвётся
наружу.
А если бы на мизинце было резиновое колечко, втугую входящее в
ноздрю?
Да, но как его запихнуть, ведь в процессе запихивания оно будет
сдвигаться назад?
Вот для этого в выступающем над стенкой втулки круговом
пояске-буртике выточены кольцевые канавки, диаметром как раз под
толщину резинового кольца (где-то с карандаш будет)и глубиной
немного больше её половины. Колечко плотно ложится в эту канавку,
резине при запрессовке нет возможности сдвинуться, и, если его
смазать чем-нибудь, сейчас обычно силиконом или герметиком
термостойким, то она туго войдёт в посадочный поясок на блоке
цилиндров.
Что ж, стало ясно, что кольцо (или оба, буде таковых два) потекло и
надо его менять.
А для этого:
-слить воду из дизеля и той части системы, которая находится выше
уровня колец на втулке;
-отсоединить от крышки неисправного цилиндра водяные, топливные и
масляные трубопроводы, снять толкатели привода клапанов,
отсоединить воздушный и газовыхлопной коллекторы (ох, тот ещё
геморрой бывает с ними) и отодвинуть их слегка от крышки, а значит,
прослабить крепление этих коллекторов к соседним головкам;
-снять крышку цилиндра;
-разобрать мотылевой подшипник;
-вынуть из втулки поршень с шатуном;
-выпрессовать и снять саму втулку цилиндра;
-понять, почему, курва, потекло уплотнение.
На этом я закончу дозволенные речи и если хоть одна душа попросит в
комментариях описать, как же всё это делают такие романтичные
маслопупчики в голубеньких комбинезончиках, то опишу это в
следующем посте.
А если нет, ну что же, значит, со своей задачей я не справился, не
увлёк и не завлёк, стар стал :(
![Отчего едет автомобиль и идёт судно? 6633_original Отчего едет автомобиль и идёт судно? 6633_original](/images/main/otchego-edet-avtomobil-i-idet-sudno-b91253.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/amico_di_amici/69877406/614401/614401_900.png)
|
</> |