От Платона к Аристотелю.
despaminator — 24.04.2022Перед тем, как перейти к Арестотелю, подведем итоги по Платону.
Платон — это идеологическая полатформа протестантского мира, противоположная Аристотелю — фундаменту континентальной, европейской католической мысли.
Платон — это либеральный индивидуализм, демократия, линейный эволюционный прогресс, мультикультуризм и секуляризм (отделение церкви от государства)
Аристотель — это коллективные идеологии, автократия, цикличность развития (отсутствие прогресса), монокультурализм и метафизика/социальная мистика.
Идеи Платона и Аристотеля из философии перекочевали в антропологию межкультурного диалога.
Идеи Платона о связи знания и веры, а также о возможности приобретения знаний, считаются важной составляющей его наследия.
Диалог Платона «Тимей» является обоснованием формы нравственного и политического мышления: так называемого «закона природы».
«Закон природы» — это мнение, согласно которому, в природе существуют нормы, определяющие образцы наших действий и обосновывающие объективность человеческих ценностей.
Диалоги «Тимей» трактуют следующим образом. Первоначально существовал только Хаос – мир Тимея. Из Хаоса бог Демиург сделал Вселенную. Он сделал Вселенную, глядя на идеальную модель – Эйдос. Тот мир, что нас окружает, состоит из физического мира (мира несовершенных копий) и абстрактным вечным миром (миром идеальных прототипов - эйдосов).
Физический мир – это тот, который меняется и погибает: поэтому он является объектом оценочных суждений и знание о нем собирается органами чувств или верой.
Вечный мир составляют вечные прототипы – эйдосы – которые никогда не меняются, поэтому знание об этом мире постигается только разумом
Иными словами, речь идет о смертной форме и вечном содержании.
Каждый из двух миров имеет две ступени интерпретации.
- Степень интерпретации существования означает, что объект узнаваемый разумом существует полностью, а объект узнаваемый верой существует не полностью.
- Степень интерпретации реальности означает, что объект познаваемый разумом реальный полностью, а объект познаваемый верой реальный не полностью.
Сопоставление между знанием и верой следующее.
Истина есть проявление метафизики: истина есть бог. Противоположностью к истине является ложь (невежество).
Знание стоит выше истины, а вера стоит выше неполной истины. Это значит, что знание собирает только истину, а вера собирает и истину и ложь.
В кино диалог «Тимей» проиллюстрирован лентой «Матрица» 1999 г.
Другой диалог Платона касается вопроса, можно ли научиться добродетели, ведь непонятно, существует ли эйдос для добродетели.
Вопрос, можно ли научиться добродетели обсуждается в диалоге «Мено». Платон считает, что добродетель – это знание и научиться добродетели в физическом мире, для человека, самостоятельно, невозможно. Так сложилось, потому что душа человека не помнит эйдосов из вечного мира, но может их вспомнить. Тем не менее, обучение добродетели возможно только, если есть наставник, уже обладающий добродетелью.
Другой взгляд Платона на понимание понятия добродетели заключается в том, что это слово переводится, как «репутация» или «мысль». С этой точки зрения, добродетель может быть трех типов: закон/мораль, религиозный взгляд или философская мысль.
В нарративах кино Голливуда диалог «Мено» реализован тем, что у главного героя всегда есть старший наставник — носитель добродетели.
Важные мифы Платона иллюстрации которых в кино мы пока не нашли.
Pheme (традиция/оракул),
Phaedo (смерть Сократа),
Лабиринт/Минотавр (заговоры и интриги).