От первого лица
varjag_2007 — 11.10.2010 — ПерсоныЗа день до юбилея мы попросили ее ответить на наши вопросы.
- Мирослава, какие поворотные моменты или как сейчас модно говорить – точки бифуркации были на Вашем жизненном пути?
– Трудный вопрос. Думаю, скорее всего, именно рождение в такой семье имело ключевое значение для последующей судьбы. Я всегда старалась, чтобы отцу не было стыдно за меня, как бы к этому не относился кто-либо другой. Именно он заложил во мне чувство уникальности каждого человека, каждого народа и мечту, чтобы как он говорил, эти народы сплелись в венке духовных республик.
С детства с отцом и мамой я изъездила, наверное, половину Советского Союза. Мы побывали в горах Алтая, Памира, Тянь-Шаня, в пустыне Кара-Кум, в крепостях Сванетии и в Эчмиадзине. За день могли пересесть с шикарного Ту на «кукурузник», потом на вертолет, а дальше – или на полуторке, или на ишаке. Однажды в горах Памира ехали в кузове полуторки. Вверху – скалы, внизу – четырехкилометровая пропасть. И вдруг ощущаем, что дорога «дышит».
Оказывается, этот участок был построен особым способом – перевитые ветки и камни между ними, чем-то сверху залитые. И как пример неудачного прохождения участка – обломки нескольких машин на дне пропасти. А поскольку деться было некуда – машина-то развернуться не могла, ехали так: отец, охватив меня обеими руками, поставил одну ногу на край борта кузова, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина будет падать в пропасть.
Мама с рюкзаком тоже стояла у края борта. Так и проехали этот опасный участок, а водитель в это время привычно весело пел. Наверное, потому, что с раннего детства очень много путешествовала, я органично владею двумя языками. С подружкой из горного сванского селения или с мальчиком, дарившим мне розы на берегу моря в Дубултах, мы могли объясниться только по-русски. Поэтому для меня дико, что на территории бывшего Советского Союза после его развала начались языковые войны и вспышки ксенофобии.
Шестидесятые – начало семидесятых – период бурного творческого успеха. В год выходили 1–2 книги, путешествия, многочисленные выступления. Сегодняшним «властителям дум» трудно себе представить, что творилось на его выступлениях. Залы были не просто заполнены – люди стояли в проходах, «висели» на подоконниках, сидели друг у друга на плечах. Он говорил о судьбах Человечества и Земли, о трансформации Духа, грядущем коммунистическом будущем и предназначении Разума во Вселенной, а коллеги обвинили его в «космической хохломании и поповщине». Сейчас говорят, что это организовал Василий Козаченко по заказу КГБ. Но исключали-то отца на пленуме Союза писателей Украины, и все присутствовавшие голосовали единогласно. То есть синедрион творческих личностей осудил своего коллегу и передал прокуратору для распятия. Тогда отец в знак протеста голодал 60 дней. Секретарь партийной писательской организации направил из писательской поликлиники врача для психиатрического обследования с тем, чтобы направить отца на принудительное лечение в спецпсихбольницу (ну не может нормальный писатель протестовать против подлости своих коллег!). Врач, ее звали Нина Всеволодовна, написала заключение, что он совершенно здоров и сказала: «Быстро, пока я не доехала до работы, зарегистрируйте это заключение в районном психдиспансере». Представления этой женщины о совести и чести расходились с писательскими, хотя она и поплатилась за свое мужество работой. Некоторые «инженеры человеческих душ» умудряются служить любому режиму, получая все возможные награды и используя при этом государственную машину для расправы над своими более талантливыми собратьями.
Когда я была в 7 классе, у нас произошел первый обыск по доносу одного из друзей и коллег отца. После этого жизнь понеслась вскачь: исключение отца из Союза писателей, обыски за обысками, костер из книг отца во дворе школы, подаренных в школьный музей, арест и тюрьма отца, отказ от дружбы со мной некоторых друзей. Зато появились новые, на которых можно было положиться.
Если интересно, могу процитировать свои же воспоминания о создании Украинской Хельсинкской группы.
В монографиях, школьном учебнике дочери написано, что 9 ноября 1976 года Николай Руденко, Олесь Бердник, Оксана Мешко, Левко Лукьяненко и еще несколько человек создали Хельсинскую группу по призыву «прогрессивной московской общественности». Я, наверное, один из немногих, к тому же незаинтересованных свидетелей создания группы, который может рассказать, как это было на самом деле.
Помню удивление, даже потрясение отца, который, слушая «брехунець» – свою «Спидолу», вдруг узнал, что он, для кого важнейшими являлись вопросы освобождения человеческого Духа, гармонизации человека и разорванной биосферы Земли, создал политическую организацию. Когда его друг Николай Данилович Руденко вернулся из Москвы, куда ездил для встречи с Сахаровым по поводу своей экономической работы «Энергия прогресса», отец потребовал объяснений.
Николай Данилович сказал, что в Москве «хлопці» (Сахаров, Григоренко, Щаранский и другие) предложили создать в Украине группу для воплощения в жизнь Хельсинских договоренностей и попросили назвать тех, кто, по его мнению, не откажется участвовать. Тут же была созвана пресс-конференция, и Николай Данилович заявил западным журналистам о создании Украинской хельсинской группы.
Благородные намерения имеют притягательную силу, и впоследствии никто из названных не отказался подписать Декларацию о создании УХГ. Кстати, членам УХГ было делегировано право подписывать документы от имени всей группы, поэтому так разительно отличаются по содержанию и стилистике документы, написанные, к примеру, отцом, Оксаной Мешко или Лукьяненко.
Интересная подробность: 9 ноября прозвучало только сообщение о создании УХГ, еще не все будущие члены группы знали о своем участии в ней и не успели подписать декларацию. Но уже 12 ноября было озвучено обращение Московской хельсинской группы (Боннэр, Гинзбург, Щаранский, Орлов и другие) с призывом к мировой общественности «выступить в защиту Украинской Группы», поскольку существует «опасность применения уголовных мер в отношении этой Группы...»
Отец быстро увидел, что их используют, но белке, посаженной в колесо, выбраться почти невозможно. Отец считал, что следует заниматься не только критикой, но и делать конструктивные предложения. Он от имени Украинской Хельсинкской Группы предложил созвать в Вифлееме Собор Матери и Ребенка с тем, чтобы обратиться к правительствам всех стран с требованием от имени матерей Земли о всеобщем и полном разоружении. На этих предложениях Андрей сахаров написал резолюцию: «Не хватало нам еще помогать этим экстремистам-украинцам. Я категорически против. Андрей Сахаров»...
Разъясняю: «экстремизмом» Сахаров назвал предложения о полном разоружении Земли. Отец сумел сам с туристами передать документы своим друзьям в Канаде и США, и они развернули деятельность по подготовке в Вифлееме этого Собора. Были разосланы приглашения различным государственным деятелям, Папе Римскому. Но через пару месяцев позвонила подруга отца из Торонто и с отчаянием сообщила, что начались угрозы от американских военных кругов и поэтому вся организационная работа свернута.
После развала СССР и появления на политической карте мира независимой Украины я прошла сложный путь трансформаций. На многое раскрыла глаза операция «дело Гонгадзе», которая и заставила пересмотреть многие заблуждения. Но первоначально о ложности пути, по которому пошли после развода наши страны, услышала от отца. Конечно, тем, кто представляет себе «розбудову духовності» только под патронатом американских покровителей, вряд ли могли понравиться жесткие оценки отцом происходившего в Украине: «Любовь к Украине только декларировалась, ее у наших чиновников – не густо. И сейчас мы оказались на гигантской куче мирового мусора. Тем более, понадеялись на западные демократии, мол, они нам помогут. В действительности же Запад заинтересован, чтобы бы Украина, Россия, Беларусь, Казахстан были экономически слабыми, зависимыми сырьевыми придатками. Я прихожу к выводу, что сейчас Украина как организм находится в состоянии клинической смерти. То есть, надежда есть. Но, чтобы сердце заработало, нужные сильные реаниматоры. Восстанавливают казачество, цепляют деревянные сабли, булавами обвешиваются. Однако в действительности это – все мистификация, карикатура на казачество. Перед Украиной есть выбор: стать нацией творцов или разрушителей. Сейчас фактически мы разрушители. Не надо брать за образец США. Необходимо рассчитывать на собственные силы. Имеем определенное количество энергетики - интеллектуальной, сельскохозяйственной, промышленной - давайте использовать ее на благо народа» («Чернігівські відомості», 23.04.93 г.).
В 1993 году, как раз период проявления особой русофобии на фоне внеочередных президентских выборов отец в интервью газете «Вести с Украины» предлагал в развитие своих идей духовных республик идею Духовного братства Беларуси, Украины и России. Он писал, что этим мы восстановим геополитическое равновесие на просторах от Черного моря до Тихого океана. А если этого не произойдет, предрекал ужасную всепланетную катастрофу, поскольку хаотическое разрушение такого титанического геополитического образования, как Россия, равнозначно космическому катаклизму. «Мы уже видели признаки такого развала: кровавые конфликты по периметру Советского Союза, самопоедание российского общества, экономическое бессилие Москвы, потеря исторических ориентиров, жалкое унижение перед мировыми «паханами»… Я вижу выход из этой апокалиптической ситуации лишь на пути трансформации нового политико-духовного алгоритма – не только для Украины, но и для всего мира, а именно – алгоритма Братства Народов, объединенных Любовью и общим эволюционным творчеством». Отец утверждал, что только воскресение России – это воскресение и Украины, которая, получив независимость, не сумела удержаться на высоте Радости и Любви, и закружилась в вихре Ненависти.
– Какую роль сыграл Ваш отец, известный советский писатель Олесь Бердник, при выборе Вами профессии журналистки?
– По образованию я биолог. В советское время работала в научно-исследовательских учреждениях биологического профиля. С 1989 года и до болезни отца была его секретарем. В журналистику попала во время оранжевой «революции». Когда я увидела тот беспредел, который творился в стране в результате инспирированного извне переворота, когда увидела ложь и манипулятивные технологии, которыми оболванивали «малых сих», и от бессилия сжимались кулаки, начала писать. Писала на разных форумах, попробовала в газетах, приняли. Так начался новый этап жизни.
– Что привело Вас в блогосферу?
– В блогосферу я попала совершенно случайно. Искала в сети нужный мне материал для статьи и случайно попала в журнал novoross_73. Тогда я не имела даже представления ни о Живом журнале, ни о любых других социальных сетях. А блог завела исключительно, чтобы иметь возможность читать подзамочные записи novoross_73 по его предложению. Иногда естественно из любопытства писала посты, осваивая незнакомую «игрушку». Раз novoross_73 попросил рассказать, как я пережила оранжевое безумие, т.к. жители других регионов видели оранжевый майдан только через искаженную только картинку, транслируемую 5 каналом. Я описала в письме. Он сказал, что это будет очень интересно также для многих других, у кого тоже недостаточно знания о происходившем и предложил опубликовать. В журнале. Я согласилась и опубликовала письмо даже без исправления грамматических ошибок. Вот оно: Мои воспоминания об оранжевом майдане-2004. Но я тогда представления не имела, насколько свидомой общественностью мониторится интернет. Тут же набежала куча свидомистов, которая распиарила (обливая при этом оскорблениями) мой журнал по всему интернету. Естественно куча приличных людей решила, что раз кого-то эта категория Живого Журнала так поливает грязью, то это приличный человек и зафрендила меня. Мой рейтинг (я не знала тогда, что это такое, мне френды позже объяснили, как и многие фишки ЖЖ) взлетел за пару дней на полтора миллиона пунктов. Т.е. можно сказать, что меня создала фофудья.
Свидомые стали искать на меня компромат, чтобы меня дискредитировать перед аудиторией. Аудиторию почему-то считали исключительно российской. Начали искать в интернете. И нашли в газете Витренко публикацию (газетой был опубликован мой пост) с подписью varjag-2007, Мирослава Бердник. Откуда там узнали, что Варяг – это я, для меня до сих пор загадка, я никаких отношений с ней не имела, кроме перепечатки ею моих публикаций из "2000" со ссылкой на газету.
В фофудье написали обо мне пост, в котором раскрыли мою конфиденциальность – в том ключе, что москали-исконники восхищаются Варягом, не зная, что она – украиноязычная и дочь украинского писателя (!!!). Они рассчитывали, что после такого компромата ))) от меня отвернутся русскоязычные френды. Друзья мне просигналили. Я тут же ночью написала ответ. В топ вошел мой ответ – "Фофудья была пьяна и фокус не удался", а не их грязь. Мне многие даже из Москвы и других российских городов писали, что на книгах моего отца воспитывались.
– О Вас ходит много легенд и мифов в Интернет-сети. Расскажите о самых нелепых и смешных, дошедших до Вас.
– О, мифы и сплетни сопровождали и моего отца, и меня во время его пребывания в тюремных «санаториях», когда меня хотели дискредитировать для того, чтобы можно было сказать «яблоко от яблони недалеко падает». Отец всегда в подобных случаях говорил, что честные люди не поверят навету, а что подумают подлецы, не так уже и важно.
На распускаемых мифах про моих остапбендеровских «мужей», «любовников» и «отцов», про то, что я – «русский националист еврейской национальности на зарплате Кремля», или о том, что на меня работает целая бригада неидентифицированных сотрудников спецслужб, останавливаться не стоит. Люди пытаются заполнить пустоту своей самонереализованности любым, доступным им способом.
Вот в последнее время стали создавать целые посвященные моей личности сайты. Их заполняют фальшивыми фотографиями различных неизвестных мне людей, приписывая мне высказывания этих людей, которые должны вызывать отторжение у моей потенциальной аудитории. Отдельные, вырванные из жизни факты мешаются с запредельной ложью и подаются как моя биография по принципу «ложечки нашлись, но осадок остался». Точно то же проделывают с членами моей семьи – с мужем, с ребенком. Желая создать «зону риска» вокруг меня, в воронку лжи, клеветы и вмешательства в частную жизнь, так же начали поступать как моими друзьями, так и совершенно незнакомыми мне людьми. Эти люди находят в Живом Журнале закомплексованных личностей, которые с удовольствием пиарят клевету, добавляя зачастую новые мазки в меру своего понимания «справедливости» и представления, что «Карфаген должен быть разрушен». К примеру, некоторые блоггеры, разместив в некоторых свидомитских, созданных для раскрытия конфиденциальных данных блоггеров других убеждений, материалы из удаленного журнала моего ребенка, тут же создали ложный аккаунт от имени моего мужа. И этот лже-юзер начал издевательски «защищать» нас с ребенком.
Мне трудно представить, чем могут руководствоваться подобные люди, чтобы тратить время, деньги, кучу человеко-часов рабочего времени для того, чтобы заниматься подобной деятельностью только из любви к искусству. Если бы я была конспирологом, то грешным делом вспомнила бы публикации о том, что ЦРУ проявив интерес к русскоязычному сегменту интернета, таким образом приобретает практический опыт J.
– Недавно вышла в свет Ваша книга об истории украинского национализма под названием «Пешки в чужой игре». Расскажите нам кратко об истории написания этой книги и основных идеях, которые Вы хотели донести до читателей.
– В начале 2008 года ко мне обратились с предложением написать объемную статью о преступлениях бандеровцев во время войны, о Волынской резне. Согласившись, я подумала, что следует расширить и углубить тему и рассказать об истории создания этого движения. Но бандеровщина возникла как составная часть ОУН. ОУН трансформировалась из УВО – Украинской Военной Организации. И так по принципу «Енох родил Мафусаила, Мафусаил родил Ламеха, Ламех родил Ноя…» и так далее. В аннотации сказано: «Книга Мирославы Бердник представляет собой экскурс в историю создания движения украинских националистов.
Эта книга рассказывает об использовании мировым империализмом украинского национализма и его борьбе с Россией, начиная от истоков движения в начале XX века; о создании УВО, затем ОУН под сенью немецкой разведки; о военной коллаборации, о послевоенной необъявленной войне на Западной Украине в ожидании Третьей мировой – и других деяниях «национально свидомых» вплоть до дня сегодняшнего.
На основе документальных материалов советских спецслужб, трофейных документов Абвера и ОУН-УПА, свидетельств самих руководителей украинского интегрального национализма, публикаций исследователей прослеживается позорный путь предательства и авантюр деятелей националистического движения от истоков возникновения под сенью австрийского орла до службы против СССР и России под покровительством американского орлана.
В книге исследуется процесс фашизации украинского национализма, рассказывается о роли греко-католической церкви в украинском националистическом движении, украинских воинских формированиях времен Второй мировой войны, а также о месте украинских националистов в противостоянии западных спецслужб с Советским Союзом во время «холодной войны».
– Создавала ли Ваша активная жизненная позиция в период каденции Ющенко трудности для Ваших родных и близких?
– Дело в том, что моя семья разделяет мои взгляды и убеждения и мы сообща переносили все неожиданности этого периода, помогая друг другу. То же можно сказать и о наших друзьях. Создавало трудности разве что для ребенка, которого несколько одноклассников избили. В знак протеста она вся повязалась синими ленточками, что только усилило репрессии, правда, это ей давало моральное самоуважение, а некоторые девочки зазывали ее в кабинку туалета и шептали на ухо: «Мы тоже за Януковича, но у нас не хватает мужества терпеть то, что ты». Но могу сказать, что так проявляли себя наиболее активные и пассионарные одноклассники. В результате того, что они получили от действий пришедшей команды глубокое разочарование, а моя «Кассандра» оказалась права, забылись былые взаимные обиды, как раз именно с этими одноклассниками у нее сейчас наиболее тесные и дружеские отношения.
– Ваш блог является лидером украинского сегмента блогосферы. В чем секрет успеха?
– Мне трудно ответить на этот вопрос. Лучше на
него, возможно, смогут ответить мои читатели. Мне кажется, что
искренность.
http://eastwest-review.com/