От иконы к авангарду. Пермская деревянная скульптура

топ 100 блогов bogachkova195714.10.2023

В Третьяковской галерее к 300-летию города Пермь, широко отмечаемое в 2023 году, и 100-летию Пермской галереи, которое музей праздновал в 2022, выставка «От иконы к авангарду». Пермская художественная галерея – один из крупнейших и ярких региональных музеев нашей страны. Выставка включает работы из нескольких наиболее значительных частей собрания, составляющих гордость и славу пермского музея.

От иконы к авангарду. Пермская деревянная скульптура

Я разделила экскурсию на две части: в первой представлю ряд произведений из уникальной коллекции пермской деревянной церковной скульптуры – одного из ярких символов края, а во второй - произведения русской живописи первой половины XX века.

От иконы к авангарду. Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура. Изображение евангельских персонажей в виде скульптуры в православных храмах можно встретить нечасто – больше это свойственно католицизму. Именно поэтому так уникальна коллекция Пермской деревянной скульптуры XVII-начала XX века.

Благословляющий Саваоф на облаках. XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота, серебрение. Происходит из церкви Спаса Вседержителя села Лимеж.
Благословляющий Саваоф на облаках. XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота, серебрение. Происходит из церкви Спаса Вседержителя села Лимеж.

Коллекция сложилась в 1920-е годы благодаря научным экспедициям по северу Пермского края. В годы гонения на церковь исследователи спасали эти артефакты из руин, объятых огнем и разрушающихся храмов. Сам народный комиссар по просвещению РСФСР Анатолий Луначарский официально признавал «пермских богов» потрясающим явлением, что сохранило коллекцию от воинствующего атеизма.

Христос в темнице (Сидящий Спаситель). 1. Происходит из часовни при церкви святого Николая Чудотворца в селе Редикор. 2. Происходит из часовни села Большая Коча. Оба: XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера.
Христос в темнице (Сидящий Спаситель). 1. Происходит из часовни при церкви святого Николая Чудотворца в селе Редикор. 2. Происходит из часовни села Большая Коча. Оба: XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера.

Местным народам, которые приняли христианство гораздо позже, чем жители Центральной России, куда привычнее было объемное изображение идолов: к ним можно прикоснуться. Им, вчерашним язычникам, изображения богов на иконе были сложны для понимания. Пермская деревянная скульптура сохранила отчётливые черты языческой культуры, но при этом испытав влияние западноевропейского барокко.

Ангелы с рипидами. Конец XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота. Происходит из Рождество-Богородицкой церкви Перми.
Ангелы с рипидами. Конец XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота. Происходит из Рождество-Богородицкой церкви Перми.

Еще в 1722 году Святейший синод запретил использовать скульптуру в богослужении. Но жители северных регионов продолжали вырезать фигуры Спасов, ангелов и православных святых из дерева и размещать их в церквях.

Евангелисты: Матфей и Марк. Первая половина XIX в. Дерево, резьба, темпера, позолота. Происходит из церкви Святой Троицы завода Юго-Камск.
Евангелисты: Матфей и Марк. Первая половина XIX в. Дерево, резьба, темпера, позолота. Происходит из церкви Святой Троицы завода Юго-Камск.
Евангелисты: Иоанн и Лука. Первая половина XIX в. Дерево, резьба, темпера, позолота. Происходит из церкви Святой Троицы завода Юго-Камск.
Евангелисты: Иоанн и Лука. Первая половина XIX в. Дерево, резьба, темпера, позолота. Происходит из церкви Святой Троицы завода Юго-Камск.

Чаще всего вырезали распятия и Иисуса, который ожидает казни в темнице. Его изображали сидящим, с палкой в руке и терновым венцом на голове. Пермские резчики были мастерами разного уровня: в коллекцию попали и примитивные фигуры, и истинные произведения искусства. Но, как правило, и те и другие старались запечатлеть выражение смирения и печали на лице страдающего Христа.

Христос в темнице (Сидящий Спаситель). 1. Конец XVIII в. Происходит из церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь. 2. XVIII в. Происходит из церкви Спаса Вседержителя села Лимеж. Оба: Дерево, резьба, левкас, темпера.
Христос в темнице (Сидящий Спаситель). 1. Конец XVIII в. Происходит из церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь. 2. XVIII в. Происходит из церкви Спаса Вседержителя села Лимеж. Оба: Дерево, резьба, левкас, темпера.

Мастера для изготовления таких скульптур использовали сосну: она мягче, проще в обработке и лучше хранится. Мелкие детали вырезали из брусков липы. Иногда в ход шли более твердые породы: береза, ель. Дерево тщательно готовили к работе. Сначала его сушили, чтобы готовая скульптура не деформировалась, потом выравнивали заднюю часть бревна для барельефных фигур. Чаще всего резчики удаляли и сердцевину бревна: полое изваяние почти не трескалось со временем. Если блок для будущей скульптуры оказывался маленьким, его наращивали: приклеивали дерево так, чтобы были незаметны стыки. Выступающие части — руки, терновые венки с шипами, крылья ангелов — мастера всегда изготавливали отдельно, а затем крепили в специальное гнездо со штифтами и тоже фиксировали клеевым раствором.

От иконы к авангарду. Пермская деревянная скульптура
Страстной ангельский чин из композиции «Распятие с предстоящими». Вторая половина XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера. Происходит из церкви святого Николая Чудотворца в селе Язьва.
Страстной ангельский чин из композиции «Распятие с предстоящими». Вторая половина XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера. Происходит из церкви святого Николая Чудотворца в селе Язьва.

Готовую фигуру вначале шлифовали. Затем чаще всего краску наносили прямо на дерево: это было дешевле и быстрее. Но в этом случае красочный слой приходилось часто обновлять. Окрашивали фигуры в приглушенные цвета, которые подчеркивали рельеф. Иногда скульпторы имитировали его, сочетая светлые и темные мазки.

Особую и важную роль в сборе, формировании и сохранении пермской национальной гордости сыграли первые директора Пермской художественной галереи - А.К. Сыропятов (1922-1925) и Н.Н. Серебренников (1925-1949). Деревянные «статуи» пермских богов, резные произведения сакрального смысла в массе своей свозили в Пермь из глухих населенных пунктов Северного Прикамья (Верхнекамья), и доставлять их приходилось в довольно непростых условиях - на санях, телегах, лодках до ближайшей пристани. Плюс к сложностям транспортировки Н.Н. Серебренникову и его учителю А.К. Сыропятову приходилось на местах доказывать ретивым комсомольцам-атеистам непреходящую ценность «пермских богов» для современников и будущих поколений. К сожалению, спасли они тогда не все...

Препятствовали сбору уникальной коллекции не только местные атеистические власти. Образцы деревянной скульптуры нужно было еще нередко отыскать в подвалах, запасниках церквей, на колокольнях, в рухлядных, кладовках и чуланах.

Ангелы коленопреклоненные. XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота. Происходит из Троицкой церкви города Чердынь.
Ангелы коленопреклоненные. XVIII в. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота. Происходит из Троицкой церкви города Чердынь.

В этих скульптурах привлекает буквально все, и техника исполнения, и позы, и сюжеты, но особенно лицо Христа с выраженными чертами азиатского типа, так как аборигены Северного Урала — это финно-угры, в нашем случае коми-пермяки, коми-зыряне, ханты (остяки) и вогулы (манси), - отсюда Христа и изображали брюнетом с выраженными азиатскими скулами и глазами.

В следующем блоге - От иконы к авангарду. Русский авангард.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вот видео в котором я рассказываю про нападение: Правда человек который заливал ролик сделал опечатку в моей фамилии, но не суть. Фото с первого нападения: Многие видели что на Марше миллионов 15 сентября я пришел с жирным слоем тонального ...
Зверь прыгающий и свин дрыгающий После Лернейской гидры опасные твари в запасе у Херы и Еврисфеуса как-то подусохли - ничего, способного серьезно навредить Хераклесу, они найти уже не могли. Царь Микен отправил своего кузена поймать быстроногую лань, набегавшую на посевы земледельцев ...
Всем Привет, наконец то я добрался до компьютера и могу с Вами пообщаться. Я долго отсутствовал, просто начал обследовать новое для себя место под названием Плато Путорана.  Первая попытка была неудачной, с конца марта по середину апреля я был ...
Не успели просохнуть чернила в моём посту о проверке ФНСом средств на расчетных счетах граждан, как тут же интересная новость прилетела из Московской области. Надежда Аксакова, дочь сенатора от Московской области (представляете, какой сенатор ...
«Волонтеров» Бодона де Мони-Пажоля и Геннадия Германовича спецслужбы ликвидировали перед визитом на Украину Макрона На данный момент это уже превратилось в аксиому: Киев расколот на различные группы интересов, и их борьба за власть и влияние напоминает свару гиен. Неонацисты ...