Николай Рерих

В Третьяковской галерее выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника. На юбилейной выставке показано около 100 работ художника, но большинство из них предоставили Третьяковка и Музей Востока, которые мы и так видели бессчетное количество раз.

Поэтому постараюсь представить те произведения, которые мы, москвичи, видим редко или не видели никогда. Во введении хочу сказать о моем отношении к художественному творчеству Рериха – несмотря на то, что официально творчество Николая Рериха считается явлением исключительным в истории русского и мирового искусства – мне его картины не нравятся. По большей части лишенные эмоций красивые картинки напоминают создание какого-то робота, или как сейчас модно говорить ИИ (искусственного интеллекта). Все они являются как-бы декорациями к неким действиям, именно поэтому, наверное, театральные работы Рериха наиболее интересны на этой выставке. Но мое отношение к картинам этого человека не умаляет его философской многогранности.
Сенсацией выставки является первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Размер грандиозного полотна 10 × 23 метра. Теперь это самое крупное произведением в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен Третьяковской галереей и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна был завершен к этой выставке.

Традиционно считается, что «Половецкий стан» - единственная реализованная в 1909 году декорация. Она была выполнена по эскизу Рериха художником Б.И. Анисфельдом, который изменил при переносе на большой холст цветовое решение эскиза, введя в него зеленые тона.

Балет не покидал гастрольных программ «Русских балетов Сергея Дягилева» на протяжении всего существования антрепризы. В 1920 году Дягилев поздравлял Рериха с 500-м показом «Половецкого стана». Незадолго до этого, в 1919-м, Рерих писал Стравинскому: «Сейчас… реставрируем «Игоря», который в пути совсем поизносился». И предположительно в том же году – Дягилеву: «У меня сложилась новая версия «Половецкого стана» - пожалуй, вместо реставрации не сделать ли новую?». Доподлинно неизвестно, осуществилась ли идея художника, высказанная в письме, или все же тогда была приведена в надлежащий вид декорация 1909 года. Так, что, может быть, этот задник был создан в 1919 году. Вопрос? После смерти Дягилева она использовалась «Русским балетом колонеля де Базиля», затем хранилась в депозитарии в предместье Парижа и в качестве благодарности за помощь в подготовке аукционов Sotheby’s 1968 и 1969 годов была подарена английскому дизайнеру Филипу Дайеру, от наследников которого попала в коллекцию Ольги и Айвора Мазур, а затем в ГТГ.
На выставке показаны эскизы Рериха к этой постановке вокально-хореографического номера «Половецкие пляски» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». 1908-1909. Театр Шатле, Париж. Антреприза С.П. Дягилева. Постановка А.А. Санина, Хореография М.М. Фокина. Премьера 19 мая 1909.



Эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда». 1910-е. Частная опера С.И. Зимина. Москва. Постановка не осуществлена. Театральный музей А.А. Бахрушина.




Эскизы декораций для постановки драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт». 1912. Московский художественный театр. Постановка Г.С. Бурджалова, К.А. Марджанова, В.И. Немировича-Данченко. Премьера 9 октября 1912.


Эскизы декораций и костюмов к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная». 1910-1913. Театр Елисейских Полей, Париж. Антреприза С.П. Дягилева. Либретто Н.К. Рериха. Хореография В.Ф. Нижинского. Премьера 29 мая 1913.





К оформлению оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова Рерих привлекался многими театрами в разные годы.


В 1919-1921 годах Рерих исполнил несколько вариантов эскизов оформления оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Возможно, представленный эскиз исполнен для несостоявшейся постановки оперы в театре Ковент-Гарден в Лондоне, куда в 1919-м году для оформления новой версии «Князя Игоря» Дягилев пригласил приехать Рериха. В то же время Томас Бичем, финансирующим «Русские сезоны» Дягилева, предлагает Рериху оформить еще ряд опер Римского-Корсакова. И хотя все созданное художником тогда не было реализовано, многие театральные эскизы были показаны в 1920 году на его персональной выставке «Очарования России» в галерее Гупиля.

Помимо театральных работ Рериха хочу показать две работы из Русского музея в стиле Константина Богаевского с потрясающими облаками.


Особенно интересна история появления картин Рериха 1925 года серии «Майтрейя» в СССР. Вся серия была передана советскому правительству во время кратковременного пребывания Рерихов в Москве. Об этом свидетельствует составленный Николаем Константиновичем рукописный список передаваемых в дар картин. О посещении экспедицией Рериха Советского Союза знали немногие. Формально экспедиция во главе с художником должна была находиться на одном из этапов своего официально утвержденного пути где-то в северной части Центральной Азии. О поездке же в Москву вообще знали лишь доверенные близкие.

В Москве у Рериха состоялись беседы с наркомами Г.В. Чичериным и А.В. Луначарским. Оба наркома с большим интересом отнеслись к рассказам художника об Индии и Тибете, а также к его планам дальнейших научных исследований в Азии.

Подаренная Рерихом серия картин «Майтрейя» долго пылилась в одном из кабинетов Совнаркома. Подарок был принят, но символика его и значение не поняты. Случайно о даре Рериха узнал вернувшийся из Сорренто А.М. Горький, которого связывали с Николаем Константиновичем давние дружеские отношения. В течение нескольких лет полотна серии «Майтрейя» украшали столовую подмосковной дачи писателя в Горках. По словам очевидцев, он часто задумывался о чем-то, рассматривая их. А потом как-то особо произносил: «Любопытные вещи».



В 1936 году по завещанию А.М. Горького картины были переданы художественному музею города Горького, который ныне Нижний Новгород. В Новгородском художественном музее эта серия находится и по сей день, за исключением картин «Шамбала идет» и «Гора Ленина», местонахождение которых неизвестно.
А вот панно «Богатырский фриз», исполненный для столовой дома Ф.Г. Бажанова меня вообще не впечатлил. Наверное, в интерьере столовой он смотрелся совсем по-другому, там он был в теме.

В 1909–1910 годах Рерих исполнил серию декоративных панно для особняка промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф.Г. Бажанова. Дом был построен по проекту архитектора П.Ф. Алешина в 1907–1908 годах. Каждый из его интерьеров отличался неповторимым оформлением, но тема героической древней Руси была доминирующей. Гостиную украшал майоликовый камин «Вольга и Микула», исполненный по эскизу М.А. Врубеля.

Панно фриза размещались в Большой столовой. Серия состояла из 7 сюжетных композиций и 12 полотен с растительным узором для оформления оконных проемов. Высота больших панно 2,03 метра, их общая длина 25,75 метров. Все работы были исполнены на холсте темперой.
После Октябрьской революции 1917 года Ф.Г. Бажанов покинул Россию. Его дом был отдан под общественные учреждения, а с 1943 года в части квартиры Бажанова расположилась библиотека им. А.П. Чехова. Но «Богатырский фриз» по-прежнему являлся украшением дома. В годы Великой Отечественной войны, в условиях ленинградской блокады, все панно покрылись копотью и были повреждены. Особенно пострадало панно «Вольга». Кроме загрязнения на холсте был утрачен правый нижний угол размером 52 х 36 см, и с лицевой стороны на это место была наложена заплата, небрежно закрашенная масляной краской с заходом на авторскую живопись. Только в 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей на реставрацию.
В конце обзора приведу еще одно полотно, которое впервые экспонируются в Москве: «Сокровище ангелов» (1905) из Санкт-Петербургского Дворца конгрессов. Это не картина как таковая, а эскиз к церковной фреске. Для какой церкви предназначался этот эскиз, доподлинно не установлено.

И.И. Лазаревский, историк искусства, художник об этом эскизе писал: «Вот большое полотно — эскиз церковной фрески "Сокровище ангелов". Эта фреска производит сильное впечатление, удивительно интересная и выдержанная по колориту и композиции. Сонмы ангелов зорко стерегут удивительный камень, камень мироздания. На этом камне в затейливом рисунке выступает изображение креста. И бдительно стерегут его ангелы, ибо, если что случится с ним — конец мира будет. Эта сильно прочувствованная художником композиция привлекает и завораживает своей мистической красотою».
Краеугольный камень мироздания, изображённый художником, имеет свой прототип — уникальный шедевр искусства викингов, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Йеллингский камень с руническими надписями X века (Дания). Это массивный трёхгранный кусок гранита с красными прожилками высотой около 2,5 м и весом около 10 т. Он установлен могущественным королём Харальдом I Синезубым около 986 года с надписью, гласящей, что «Харальд-король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Харальд, покоривший всю Данию и Норвегию, кто крестил датчан». Этот камень является свидетельством эпохи перехода скандинавов от язычества к христианству. Дата установления камня очень близка к годам начала крещения Руси князем Владимиром Святославичем. С этого времени и викинги, и русичи вошли в мировое христианское сообщество.

Руническая надпись выбита на одной из боковых граней камня, другую боковую грань украшает великолепная резьба — стилизованный лев, стоящий на трёх лапах, и охватившая его тело кольцами змея. На центральной плоскости камня изображено распятие Христа. Раскинутые руки обвиты двойными ленточными полосами, по обеим сторонам головы и ног видны пронизывающие друг друга горизонтальные и вертикальные кольца. На фоне всех этих переплетений «фигура Христа, расположенная в центре камня, смотрится как некая уравновешивающая ось, призванная внести гармонию и порядок в волнующийся в неразрешимых противоречиях хаос мира.
С 1920 года картина находилась в Америке. В 1998 году картина «Сокровище ангелов» была представлена на торгах аукционного дома «Sotheby’s», на которых приобретена М. Ростроповичем и Г. Вишневской. Спустя почти 10 лет полотно Рериха вместе с другими предметами из этого частного собрания было вновь выставлено на «Sotheby’s». После приобретения коллекции А. Усмановым и передачи её в дар РФ картину вновь отреставрировали — восстановили красочный слой в тех местах, где он осыпался. С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге.
|
</> |