От Болотной до болота
al_nikolaeva — 14.12.2011 На днях мне позвонила подруга из Киева. Спрашивает: «Алёна, что там у вас творится? По телевизору говорят, чуть ли не революция!» Я посмотрела в окно, вроде всё спокойно: людей с вилами не видно, какая-то мамочка прогуливается с коляской, рабочие возятся с канализационным люком.Так, мол, и так, говорю, митинговали на Болотной в субботу за честные выборы, обошлось без травм и происшествий. Сколько народу, на самом деле, было? Пойди теперь разбери, организаторы говорят – 100 тысяч, полиция – 25. Воспользуемся проверенной формулой: складываем оба числа и делим пополам. Получаем где-то 65 тысяч.
«Не Майдан», - констатировала подруга. Таня знает, о чем говорит. В ноябре 2004 года, нацепив оранжевую ленточку, она кричала на площади Независимости: "Разом нас багато, нас не подолати!" Тогда Таня звонила мне и взахлеб рассказывала, какое «важливе» дело она вершит там, на майдане. Не прошло и года, как лозунги стихли, оранжевый выцвел, лидеры передрались, а Таня поняла, что её надули. Сейчас про своё революционное прошлое «дочь майдана» вспоминает с неохотой.
«Снежной революции» в бесснежной Москве не случилось, хотя некоторые участники митинга и повязали белые ленточки. Зато, вопреки всем ожиданиям, мы стали свидетелями уникального для нашей страны цивилизованного народного выступления. Это и заслуга митингующих, которые вели себя просто блестяще; и достижение власти, которая согласовала в центре города акцию на 30 тысяч человек; и результат профессиональной работы полиции, которую сами протестанты назвали «полицией демократического государства».
Из прошедшей акции можно сделать следующие выводы:
1. Народ у нас не дикий, как некоторые считают. Люди способны четко и цивилизованно артикулировать свои требования. В толпе, которая является главной угрозой для участников массовых мероприятий, можно разглядеть граждан.
2. Власть повела себя достойно, предоставив митингующим свою поддержку (не было ни провокаций, ни силового давления на граждан, наоборот, полиция постоянно расширяла ограждение в связи с увеличением численности людей).
3. Болотная площадь действительно прекрасно подходит для больших митингов (рядом три станции метро, не нужно перекрывать магистрали и останавливать работу учреждений).
4. Властям других регионов следует поучиться у Москвы.
5. Государственные теленовости могут быть объективными и интересными, и в этом нет ничего опасного.
Разумеется, имидж власти подпортили различные чиновники, которые со страху «как бы чего не вышло» опять наворотили дел. Я имею в виду и контрольную по русскому языку, и противогриппозное предупреждение Онищенко, и давление на Павла Дурова, если оно было. Ну, а в тех регионах, где митинги были не согласованы, чиновники и вовсе сработали против начальства. Ну, разве трудно понять, что затыкать рты людям нельзя?! Стараясь утихомирить раскачивающуюся лодку, можно прозевать момент, когда она лопнет изнутри.
Я понимаю, что митинги – это эпидемия. В ближайшее время мы станем свидетелями целой волны митингов. Бороться с ними глупо, но вакцина есть: честность, прозрачность, порядочность.
Ведь, заметьте, по всей стране люди потребовали не кусок хлеба, а правды и справедливости. Это говорит о том, что с хлебом у митингующих все в порядке. За прошедшие 11 лет Россия изменилась, в стране появился средний класс с растущими потребностями. Как только люди перестали голодать, начали задумываться о высоком: свободе и справедливости. Эти перемены, кстати, происходили при активнейшем участии всем известной партии и лично человека, которого оппозиция видит в ночных кошмарах.
Я бы сейчас ликовала вместе с Борисом Акуниным, который восхитился гражданственностью москвичей. Но не стану. Потому что странно ликовать при виде сирот, пусть даже и политических. У недовольных властью как не было, так и нет лидера, а впереди президентские выборы. И при таком раскладе Болотная может превратиться в болото.
|
</> |