От бытовой драки к межнациональному конфликту
kurynin — 27.07.2010 Детский лагерь «Дон» в поселке Новомихайловском Туапсинского района ничем не отличался от других мест массового детского отдыха в Краснодарском крае. Здесь на территории 10 га расположены двухэтажные жилые корпусы, благоустроенный пляж, спортивные сооружения, библиотека, диско-центр. Многочисленные благодарности детей и их родителей, почетные грамоты в адрес педагогического коллектива и детского оздоровительного учреждения свидетельствовали о том, что для воспитанников лагеря создан положительный социально-психологический климат и благоприятная морально-психологическая атмосфера.Все изменилось в ночь на 26 июля. Сегодняшний лагерь «Дон» похож на место проведения боевых действий. Разбитые двери и стекла, битый кафель, сломанные стулья, кровати, столы…
А началось все с того, что в «Дон» приехали отдыхать более 400 школьников и спортсменов с Чеченской республики. Воспитатели, как могли, создавали для них все необходимые условия для отдыха: пятиразовое питание, игры, развлечения, даже отдельная дискотека. Однако горячим кавказским парням, большинству из которых исполнилось 16-18 лет, хотелось большего.
По рассказам воспитателей лагеря, вечером во время обхода детского лагеря «Дон», его заместитель – Борис Усольцев услышал в одном из жилых корпусов, где находились четырнадцатилетние девочки из Ростова, крики. Зайдя туда, он увидел, как чеченские парни избивают русскую девочку, которая, якобы, поплатилась за то, что отпустила пощечину особо наглому типу. Борис Усольцев пытался заступиться за воспитанницу, но получил в ответ порцию отборнейшего мата и перелом ребер. После этого, взбудораженный коллектив детского лагеря, а также местные жители, возмущенные поведением чеченских подростков, устроили массовые разборки. Гости из Чеченской республики извиняться не стали. В результате на территории детского лагеря развернулось настоящее побоище, которое было прекращено лишь после прибытия милиции. Итог: Борис Усольцев, подросток из Чечни и местный житель Туапсинского района были госпитализированы. Чеченские подростки, отдыхавшие в детском лагере «Дон» уже покинули место отдыха.
Казалось бы, все предельно ясно. Местные правоохранительные органы инкриминировали правонарушение как бытовую драку и возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство).
Однако в ситуацию активно вмешиваются представители государственных структур Чеченской республики и лично президент Рамзан Кадыров. По словам Уполномоченного по правам человека Чечни Нурди Нухажиева, произошло массовое избиение чеченских детей националистами, а сам заместитель детского лагеря «Дон» Борис Усольцев был, якобы, пьяным и стал главным зачинщиком конфликта. Пресс-служба Нухажиева оперативно разослала СМИ абсолютно непроверенную и откровенно провокационную информацию. «По рассказам местных жителей, заместитель директора лагеря Усольцев Борис, ранее служил в Чеченской Республике по контракту во время двух военных кампаний. «Я вас давил в Чечне и здесь буду давить», с такими словами он избивал мальчишек из Чеченской Республики», - сообщает пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Чечне. Такое впечатление, что те, кто писал этот пресс-релиз, использовали в качестве пособия «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Перед нами предстает образ этакого вечно пьяного Шарикова, тянущего свои ручонки к маленьким чеченским детям со словами: «Мы их душили-душили…»
Президент Чеченской республики в своем официальном обращении также отметил, что избиение чеченских детей организовали экстремисты, которые должны понести заслуженное наказание. Соответствующая комиссия, в составе которой представители Минтруда, министерства образования и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Чечне уже выехала на место, в Краснодарский край.
Самое печальное в этой истории, что чеченские власти, не дождавшись окончания следствия и не разобравшись в причинах конфликта в детском лагере «Дон», начинают вешать ярлыки «экстремистов», «националистов» на педагогический коллектив детского оздоровительного учреждения и пытаются переквалифицировать бытовую драку в межнациональный конфликт. По-сути, начинается своего рода давление на следствие, навязывание правоохранительным органам своей версии произошедшего. К чему это все приведет, догадаться несложно. Вместо того чтобы выяснить все обстоятельства дела, власти Чеченской республики используют всевозможные слухи и байки, которыми так богат Кавказ.
Надеюсь, что вокруг всей этой драматической истории не будет создаваться искусственный ажиотаж, и правоохранительные органы Краснодарского края вместе с Уполномоченным по правам ребенка при президенте РФ Павлом Астаховым разберутся в причинах массовой драки под Туапсе и, основываясь на нормах действующего законодательства, сделают окончательные выводы.
Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиев