Осуждение семейного насилия как оправдание патрархата
feministki — 26.09.2012 "Новая Газета" опубликовала интервью с руководителем отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН, доцентом кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова Сергеем Ениколоповым, посвященное теме детско-родительского семейного насилия. Оно познавательно в том отношении, что в словах Ениколопова здравые вещи отлично соседствуют с риторикой оправдания, и даже ностальгии по патриархату. Казалось бы, сложно представить, чтобы столь противоположные вещи уживались в одной голове. Однако из текста интервью становится понятно: это возможно, и причина этого в том, по всей видимости, что то, в чем спикер разобрался, получает в его речи корректную оценку. А все остальное заполнила некритично транслируемая патриархатная матрица.Итак, по соседству с суждениями "Выяснилось, что вопреки стереотипу социума, который убежден, что женщина больше всего на свете мечтает стать матерью, все не так однозначно. Не у каждой женщины в принципе появляется такое желание", "опрос семейного насилия должен занимать полицию не только тогда, когда уже есть трупы. Сейчас же попытка обратиться в полицию, чтобы защититься от семейного дебошира, приведет к тому, что вам ответят: «Ваше избиение — это ваше личное дело»", "В нашем обществе до сих пор не сформировано отношение к противозачаточным средствам как к мере, позволяющей избежать нежелательной беременности" он выдает ту самую матрицу.
Говоря и о необходимости создания приютов для женщин, пострадавших от насилия, и о других таких вещах, эксперт не забывает снабдить едва ли не каждую реплику ностальгией по "традиционной семье", по тому что ее "развал"- и есть причина насилия. " А если учесть, что институт семьи вообще разваливается, все эти факторы создают эрозию отношения к ребенку. И эта эрозия приводит к тому, что ребенок вообще перестает быть ценностью. А если это не ценность, то как не врезать?" - например, так. На пути защиты патриархатных социальных конструктов эксперт не стесняется подменять факты. Вот, например, он говорит: "Мы забываем, что в XIX веке была разорвана устоявшаяся веками модель семьи, предполагавшая, что она, собственно, и создается, чтобы продолжить род. Замуж теперь выходят зачастую ради легализации сексуальной жизни, а вовсе не для того, чтобы детей заводить. Кухня, дети, церковь были тремя основными пунктами в жизни женщины столетиями, а Вторая мировая война, когда мужчины ушли на фронт, привела к тому, что их, по сути, заменили женщины. Роль отца и мужа как авторитета и опоры семьи разрушилась. А Россия и вовсе после 1917 года живет в стране победившего феминизма." Именно поэтому, считает Ениколопов, современное общество и начало убивать детей. Меж тем, кажется, инфантицид древнего мира, средневековья и нового времени давно не секрет. Как и то, что в каждую из прошлых эпох детей убивали несравнимо больше, чем сегодня. А вот говорили и писали об этом немного: ну так и ребенок не сразу стал ценностью.
Видя предложенные и популяризованные именно феминистками приюты для пострадавших от насилия женщин, контрацепцию, необходимость наказания семейного насилия, он именно их и обвиняет в эскалации насилия.