Несколько некрасивых историй, одна из них с почти хорошим концом
feministki — 21.09.2012 История перваяВремя: конец 19-го – начало 20-го веков. Действующие лица: Милева Марич и Альберт Эйнштейн, сначала любовники, затем супруги, а еще позже – бывшие супруги. Оба учатся в одном вузе (Милева – единственная женщина на курсе и всего пятая за всю историю университета). Они вместе занимаются, обсуждают научные идеи, помогают друг другу… И вот тут – насчёт помощи – самое интересное. Эйнштейну и в голову не могло прийти, что он может и должен разделять бытовые заботы с женой. Хотя ежели наоборот – чтобы она профессионально помогала ему в том, что он не любил, и что у него получалось плохо – это пожалуйста. В частности, хорошо известно (главным образом из их переписки), что «всю математику» для знаменитых статей Эйнштейна (включая и ту, за которую ему потом дали Нобелевку), «сделала» Милева. Однако удел женщин тогда был – не заниматься наукой, а рожать детей и вести хозяйство, на что ей и пришлось положить свою жизнь...
История вторая
Время: 50-е годы 20-го века. Действующие лица: будущие лауреаты Нобелевской Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик, получившие её за открытие двойной спирали ДНК, их кореш МорисУилкинс и его коллега, физик-экспериментатор, Розалин Франклин. В отличие от Милевы Марич, она сознательно отказалась от «женского счастья» и решила целиком посвятить себя тому, что ее интересовало больше всего на свете – науке.
Именно Розалин сделала рентгенограммы, посмотрев на которые Крик заметил, что форма ДНК напоминает винтовую лестницу. Но принесла показать свои изображения Крику вовсе не Розалин, а Уилкинс. В международном бестселлере «Двойная спираль», в которой Уотсон рассказывает об истории открытия пространсвенной модели ДНК, он называет Франклин ассистенткой Уилкинса, и эта ошибка не случайна – тот так к ней и относился. И в этом он мало чем отличался от остальных. В частности, женщинам тогда не было даже позволено пользоваться столовой для сотрудников. Надо понимать, что дело тут не только в практическом неудобстве – ходить обедать к студентам или «в город», а в том, что женщины были отстранены от коллегиального неформального общения.
Понимая важность этих рентгенограмм, Крик и Уотсон предложили Уилкинсу стать их соавтором. У него хватило порядочности отказаться, хотя потом он высказывал сожаление – что не дал таким образом прославиться своему институту. Впрочем, Розалин Франклин не смогла бы получить Нобелевку, даже если бы к ней отнеслись справедливо – она умерла от рака, спровоцированного рентгеновским обучением, в 1958 году, за три года до выдвижения Крика и Уотсона. Ей было 37 лет...
История третья
Будучи аспиранткой, в 1967 г. Джоселин Белл вместе со своим научным руководителем Энтони Хьюишем нашла первый пульсар - вращающуюся нейтронную звезду с магнитным полем. Для астрономии это было очень важным открытием. Хьюиш стал лауреатом Нобелевской премии по физике. Хьюиш. Про Беллл ни слова.
В статье, объявившей об открытии пульсаров, было указано пять авторов; имя Хьюиша стояло первым, вторым было имя Белл. Однако доктор Хьюиш был удостоен Нобелевской премии вместе с доктором Мартином Райлом — без включения Белл в качестве сополучателя, что было спорным и вызвало резкое осуждение со стороны другого астронома, ученика Хьюиша сэра Фреда Хойла. Шведская королевская академия наук в своём пресс-релизе в 1974 году Нобелевской премии в области физики наградила Райла и Хьюиша за новаторскую работу в области радиоастрофизики, с особым упоминанием работы Райла на диафрагмой синтеза и решающей роли Хьюиша в открытии пульсаров. Советский астроном Иосиф Шкловский, лауреат медали Брюс 1972 года, был одним из немногих, кто отметил вклад Белл в развитие мировой астрономии.
История четвёртая
Время действия: 70-е годы 20-века. Действующие лица: аспирантка в области нейробиологии Кэндис Перт, её научный руководитель Соломон Снайдер и два других его аспиранта – Джон Хьюз и Ханс Костерлиц. Надо сразу сказать, что у Кэндис довольно
Да, она наверное поступила не очень благородно*, и американская наука из-за неё возможно стала менее признанной (на одну нобелевку). Зато теперь есть надежда, что очередная «команда мальчиков» будет более аккуратно себя вести по отношению к «помогавшей» им «девочке»... Ну, и, глядишь, пройдёт какой-то срок, и уже не надо будет спрашивать: «где они, женщины-лауреаты?...»
______________
*а по мне так всё правильно сделала. Нобелевская премия, непонятно как присуждённая, с игнорированием одной из участниц открытия, не украсила бы США. И это на самом деле огромный шаг вперёд. Потому что в следующий раз будут думать, прежде чем незаслуженно отодвигать женщин на второй план.
Да, не каждый раз случаются такие печальные истории, и женщины иногда совершенно заслуженно получают нобелевку. Но и о случаях, перечисленных выше, тоже забывать не стоит. Часто задают вопрос: раз женщины такие же умные, как мужчины, почему у вас меньше Нобелевских премий и вообще заслуг в науке. Эти примеры - яркая иллюстрация к одной из причин: да даже если ты преодолеешь давление семьи и стереотипы, которые тебе вбивают в голову с детства, даже если ты действительно получишь образование во враждебной среде и наконец добьёшься важных результатов, совсем не факт, что твои заслуги будут оценены по достоинству. Таких историй полно, взять хотя бы открытие кимберлитовых трубок, с которых началась серьёзная добыча алмазов в СССР. И это ещё всплыло на поверхность, а сколько мы не знаем.
Источники:
бОльшая часть текста (про Милеву Марич, Розалинд Франклин и Кэндис Перт) отсюда http://turtle-t.livejournal.com/27764.html
статья о Белл
Женская история (фото, видео, документы)