Особняк Леман - Дом архитектора

топ 100 блогов bogachkova195725.02.2023

Сегодня мы путешествуем по Дому архитекторов, а вернее по бывшему особняку Анны-Луизы Леман, расположенному в Гранатном переулке, д. 7. Скоро в этом историческом особняке начнется реставрация, и самое время сейчас зафиксировать состояние здания, ведь неизвестно, когда еще мы сможем попасть в него.

Главный дом городской усадьбы А.Л. Леман (Гранатный переулок, 7). Арх. А.Э. Эрихсон. 1896. Фото 2023.
Главный дом городской усадьбы А.Л. Леман (Гранатный переулок, 7). Арх. А.Э. Эрихсон. 1896. Фото 2023.

Что мы знаем о владельцах особняка? Да очень немного. К концу XIX века участок, на котором сейчас стоит наше здание, выкупил некий И.Н. Цветухин и тут же перепродал почётному гражданину города Москвы Роберту-Нильсу Карлу Леману. Этот район тогда была самым дорогим в столице, и позволить себе возвести там особняк считалось знаком практически недостижимого престижа. А заработал капитал этот гражданин тем, что управлял сначала ткацкими фабриками, а затем банком. Видимо, хорошо управлял, раз смог заработать столько денег.

Особняк Леман - Дом архитектора

В 1896 году Леман обратились к московскому архитектору Адольфу Эрихсону, чтобы построить семейную резиденцию в Гранатном переулке. К этому времени архитектор был уже знаменит и отметился постройкой Доходного дома, фабрики и аптеки для В К. Феррейна на Никольской улице, Особняка князя А.Б. Голицына на Поварской улице и рядом других, знаковых для Москвы зданий. Он считался одним из лучших в своём деле: в этом же году именно ему поручили подготовить оформление площади вокруг Храма Христа Спасителя к коронационным торжествам в Москва.

Строился дом очень быстро - к концу 1896-го года особняк уже был готов. В итоге появилась неоготика с элементами только набирающего свою силу в Москве стиля модерн. Эрихсон делает акцент на вертикальную ось: двухэтажное здание характеризует энергичная устремлённость ввысь, свойственная готическим соборам начала прошлого тысячелетия. На это указывают высокие щипцовые кровли и остроконечные арки, встречающиеся в оформлении оконных порталов и аркатурных поясов. И получился отличный пример псевдоготики - стиля архитектуры, популярного на стыке XIX и XX веков.

Особняк Леман - Дом архитектора

Декор фасада состоит из контрастов. Красный кирпич прерывается белокаменными резными деталями, главными декоративными элементами оформления. На столбах, поддерживающих арочные своды крыльца, - пилястры коринфского ордера: ими щедро украшен не только вход, но и углы здания. А вот рамы в форме прямоугольников со скругленными углами – это уже предвестники модерна. Влияние нового искусства также чувствуется в асимметричной композиции всего ансамбля, которая идет вразрез со строгой симметрией готики. Выбор красного кирпича в качестве основного материала, скорее всего, был вдохновлён стилем Тюдоров, но историк архитектуры, доктор искусствоведения Мария Нащокина назвала этот стиль – викторианской готикой. В схожей стилистике на участке также были построены каретный сарай и конюшня.

Особняк Леман - Дом архитектора

Построенный особняк был записан на жену Лемана – Анну-Луизу Леман. Семья Леман прожила здесь недолго, всего два года. Оказалось, что содержать такой дорогой дом им не под силу. И вот особняк продают губернскому предводителю дворянства Петру Александровичу Базилевскому (1855-1920). Сохранился текст купчей грамоты: «1898 июня 8 дня жена пот. поч. гражданина Анна-Луиза-Фридерика Леман продала свой дом за 190 тыс. руб. и движимость в зале и гостиной в 10 тыс. руб. Арбатской части 1-го участка № 382 старый и № 799 новый дом с землею отставному ротмистру Петру Александровичу Базилевскому».

Петр Александрович Базилевский, владелец особняка в Гранатном переулке с 1898 по 1917 год.
Петр Александрович Базилевский, владелец особняка в Гранатном переулке с 1898 по 1917 год.

Петр Базилевский происходил из древнейшего дворянского рода, он был сыном знаменитого мецената и коллекционера Александра Петровича Базилевского (1829-1899) и Ольги Николаевны, урождённой Бахметевой (1836-1912), дочери возлюбленной поэта Михаила Лермонтова Варвары Лопухиной. Коллекция Базилевского была так велика, что и по сей день составляет основу Отделения прикладного искусства средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже (В ноябре 1884 года коллекция была приобретена для Эрмитажа Александром III). Сам Пётр Базилевский был чиновником по особым поручениям при московском генерал-губернаторе великом князе Сергее Александровиче, вслед за тем камергером Двора Его Величества, позже – шталмейстером. Имел чин реального статского советника, был последним предводителем дворянства Московской губернии.

Особняк Леман - Дом архитектора

Вернемся к облику особняка. Ценность этого здания заключается в том, что сохранилась вся так называемая аутентичная «столярка» - это и портал центрального входа, и все оконные переплеты. А вот время появления такого необычного фонаря перед входом мне определить не удалось: может быть и исторический.

Особняк Леман. Центральный вход. Фото 2023.
Особняк Леман. Центральный вход. Фото 2023.
Особняк Леман. Фонарь центрального входа.
Особняк Леман. Фонарь центрального входа.

После революции особняк, естественно, национализировали, и в 1919 году в здании разместился Всероссийский главный штаб Реввоенсовета (может быть, сюда приезжал и Лев Троцкий), а уже год спустя его заменило Центральное бюро по обслуживанию иностранцев. С 1933 по 1937 годы особняк занимала канцелярия посольства Франции. В 1937-м году здание было передано Союзу Советских архитекторов (сейчас Центральный дом архитекторов – ЦДА). Здесь нужно обратить особое внимание на состояние особняка после выезда французской миссии. Французы вывезли из особняка все, включая осветительные приборы, оставив Союзу архитекторов голые стены. Это очень важно для понимая внутреннего интерьера в настоящий момент. Еще раз – сейчас в особняке нет никакой аутентичной мебели, люстр и предметов интерьера, принадлежавших хозяевам особняка – Леманам или Базилевским.

Архитекторам пришлось срочно заняться меблировкой дома. Наполнить особняк всем необходимым для жизни архитекторов было поручено советскому инженеру-архитектору, члену Союза архитекторов СССР Юганову Алексею Васильевичу (1891–1983), заведующему Архитектурным кабинетом при Центральном Доме архитектора. То, что мы в настоящее время видим в интерьерах особняка, было кропотливо собрано Югановым через закрытые распределители, комиссионные и антикварные магазины. Чьи это мебель и вещи, из каких особняков – история этого уже никогда не узнает.

А теперь самое время войти внутрь особняка и увидеть все своими глазами. И хотя в настоящее время парадный вход закрыт для прохода – представим себе, что мы вошли через него, как входили гости 120 лет назад.

Особняк Леман. Парадный подъезд. Фото 2023.
Особняк Леман. Парадный подъезд. Фото 2023.
Особняк Леман - Дом архитектора
Особняк Леман - Дом архитектора

Парадный подъезд освещен фонарем, который принадлежит Эрмитажу, как говорят представители этого музея, и они хотят его вернуть. Оставили пока до начала реставрации. Жаль.

Особняк Леман - Дом архитектора

Парадный подъезд отделяет от холла дверь с витражным стеклом. Двухэтажный холл со впечатляющей деревянной лестницей и арочной обходной галереей вокруг нее на втором этаже - самое роскошное украшение особняка. Вообще-то, интерьеры особняка оформлены в разных стилях, от барокко до модерна – распространенная практика в декоре жилых помещений того времени. С архитектурной точки зрения интерьеры – это внутренняя отделка помещений: стены и потолки, паркет, оформление дверей и окон. Эту отделку, как правило, архитекторы прорабатывают во время разработки проекта дом. Итак, в особняке Леман интерьеры сохранились с конца XIX века практически в неизменном виде. У меня сомнения только насчет паркета.

Особняк Леман. Двухэтажный холл с деревянной лестницей.
Особняк Леман. Двухэтажный холл с деревянной лестницей.
Особняк Леман - Дом архитектора
Особняк Леман - Дом архитектора

Обрамляют подъем по лестнице пара античных торшеров.

Особняк Леман - Дом архитектора

В холле стоит уникальный мебельный гарнитур работы фабрики Павла Александровича Шмидта (1849-1902), который в тот период был лучшим исполнителем всего деревянного декора в Москве.

Мебельный гарнитур работы фабрики Павла Александровича Шмидта.
Мебельный гарнитур работы фабрики Павла Александровича Шмидта.
Особняк Леман - Дом архитектора
Особняк Леман - Дом архитектора
Особняк Леман. План первого этажа: 1. Парадный подъезд. 2. Привратницкая. 3. Вестибюль бокового входа (из бывшего палисадника). 4. Холл 1-го этажа. 5. Белая гостиная. 6. Розовая гостиная.
Особняк Леман. План первого этажа: 1. Парадный подъезд. 2. Привратницкая. 3. Вестибюль бокового входа (из бывшего палисадника). 4. Холл 1-го этажа. 5. Белая гостиная. 6. Розовая гостиная.

На первом этаже находятся гостиные, столовая, библиотека – кабинет и вестибюль садового входа. Теперь попасть в историческую часть дома архитекторов можно только через этот бывший садовый вестибюль, стены которого и порталы дверей великолепно отделаны деревом.

Особняк Леман. Вестибюль садового входа.
Особняк Леман. Вестибюль садового входа.

Из этого садового вестибюля попадаем в Белую гостиную, отделанную в барочном стиле. Потолок зала украшен лепниной с цветочными мотивами и силуэтами путти. Лепнина выглядит несколько смазанной, видимо она претерпела много слоев покраски – действительно, нужна реставрация.

Особняк Леман. Белая гостиная. Фото 2023.
Особняк Леман. Белая гостиная. Фото 2023.
Особняк Леман - Дом архитектора
Особняк Леман - Дом архитектора

В Белой гостиной сохранился барочный мраморный камин, единственный во всем доме, но его цветочный декор со слегка увядшими подснежниками – выглядит в духе модерна.

Особняк Леман - Дом архитектора
Особняк Леман - Дом архитектора
Особняк Леман. Розовая гостиная.
Особняк Леман. Розовая гостиная.

Рядом с Белой гостиной расположено небольшое помещение, называемое Розовой гостиной. Декора в этом зале практически нет, кроме небольшого потолочного плафона.

Особняк Леман - Дом архитектора

Но здесь стоит потрясающий шкаф, изготовленный в Европе в XVI веке. Это огромный шкаф-секретер с потайными отделениями и сложными замками.

Шкаф-секретер. XVI в. Фрагмент.
Шкаф-секретер. XVI в. Фрагмент.
Особняк Леман - Дом архитектора

Продолжение смотрите в следующем блоге – Особняк Леман - Дом архитектора.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
29 мая в Санкт-Петербурге пройдёт третий Карнавал литературных героев. Это шествие по городу, в котором может принять участие любой человек и литературный персонаж. Карнавал начнётся в 12:00, полюбоваться на всех участников можно будет на Малой Садовой улице. Как это было в 2014 и в 2015 ...
что нужно, чтобы сделать радугу? не спешите мне про солнце и воду рассказывать. я вам скажу, что достаточно собрать фантастов в одном месте, дать им водки и шашлыков. и радуга готова:) не верите?;) ...
Луи Де Фюнес (Louis de Funes) (1914–1983), французский киноактер. Полное имя – Луи Жермен де Фюнес де Галарза. Родился 31 июля 1914 в Курбевуайе (деп. Верхняя Сена). В кино пришел в 30-летнем возрасте, перепробовав множество профессий – бухгалтера, ...
Цитата « Когда прошел месяц со дня отправки, я написала в их службу поддержки, и они продублировали все посылки и выслали еще раз. Ну, понятно же, что Почта России и Новый год — понятия несовместимые, но только магазин почему-то согласился взять ...
Небезынтересная презентация ( оригинал ) двигателя первого этапа АЛ-41Ф-1 ("Изделие 117"), созданного для истребителя ПАК ФА (Су-57) в "Опытно-конструкторском бюро имени А. Люльки" (Москва, филиал ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение") и представляющая ...