Особый путь России

Очень часто можно услышать об «особом пути» России. Но вот четко объяснить, почему он "особый", мало кто берется. Я хочу изложить своё видение этого вопроса.
«Путей» не так уж и много. Демократические модели (от американского либерализма до английской конституционной монархии). Тоталитарные государства с жесткой государственной властью (начиная от Муссолини, Франко, Пиночета, заканчивая Хусейном и Асадом). Коммунистическая модель жесткой классовой борьбы (Сталинский СССР, КНР, КНДР). Есть абсолютные монархии – арабские страны. И есть «особый путь» России, который подходит только для неё.
Почему он «особый»? Да всё очень просто. Европа долго «бодалась» с различными системами, перебрав их все (кроме, пожалуй, коммунистической, да и то, некоторые успели «насладиться»). Длительные войны (и территориальные, и династические) привели в начале к «Великой хартии вольностей», другим «зачаточным» демократическим документам. «Взорвали» мир уже американская «Декларация независимости США» и французская «Декларация прав человека и гражданина». Но уже на этом этапе Европа и США начали идти несколько разными путями. В результате множества войн, Европа «встала» в границы «мононациональных» государств (за редкими «вариантами»). Окончилась эта трансформация Европы распадом Югославии. И, «решительно и определённо размежевавшись» (прямо по дедушке Ленину), она начала объединяться. Ценности в европейских странах начали сближаться, «жесткие» противоречия (территориальные, национальные) были сведены к минимуму. В США штаты объединялись несколько иначе. Эта страна была страной эмигрантов, не имела «национальных» территорий (не будем пока трогать индейцев). «Национальный вопрос» никогда не ставился в США. Так что их ценности направлены исключительно на свободу личности, не учитывая взаимоотношения между народами и территориями.
Но и Европа, и США пришли к схожим демократическим ценностям.
Жесткие «тоталитарные» режимы уже вряд ли могут вернуться (во всяком случае, в Европу), но перечитать Муссолини я бы посоветовал каждому русскому.
«Коммунистические» идеологии, основанные на классовой борьбе и гегемонии одного класса, становятся неактуальными в связи со значительным ростом производственных возможностей, науки, образования. Классы «размываются», борьба между ними переходит в цивилизованное профсоюзное русло.
Но вот какой же «путь» у России? Чем он обусловлен? Прежде всего – большой территорией и многонациональным составом населения, проживающего в своих исторических ареалах, имеющего различные традиции, языки, историю, религию. Для «удерживания» всех вместе, нужен какой-то «цемент». И у этого «цемента» есть только одно название – сила и доминирование. Эти понятия могут «маскироваться» и в абсолютной монархии, и в тоталитарном режиме, и в коммунистической идеологии (когда на первом месте стоит не классовый, а национальный вопрос), и даже в демократии. Три первых модели Россия пережила, но они не могли существовать вечно. Сегодня образовался некий вакуум. С одной стороны – жизнеспособность демократической модели очевидна. Но, Россия не может жить только демократическими ценностями. Эти ценности не решают национальный вопрос. А «рискнуть» по Ленину... Рискнули уже раз с СССР. И что?.. Больше «рисковать» никто не хочет. Вот и получается, что в России надо совместить несовместимое – соединить «силу» и доминирование одного народа с демократическими ценностями. А так не бывает. Либо «сила» страдает, либо демократия…
Хорошо это, или плохо? НОРМАЛЬНО! У России нет другого пути. Либо жесткая власть и единая великая Россия, либо демократия (и не дай Бог еще и либерализм), и «развал» федерации. Для мононациональных государств нет необходимости так корячиться. «Национальные» границы позволили снять национальный вопрос (вопросик с иммигрантами, это сегодня только вопросик). И получается, что демократические и либеральные (европейские и американские) ценности цинично означают развал РФ. Возможно, кто-то может возразить, - а может дедушка Ленин был таки прав? В данном случае, его слова не подходят. Можно взбить масло с водой. Но без постоянного «взбития», такая суспензия обязательно разделится. И масло «добровольно» не соединится с водой. Российские народы «обречены» на «вечную дружбу». Они уже так повязаны, что вряд ли смогут выплыть самостоятельно. У России просто нет права развалиться. Хотя, так говорили и о «вечной Римской империи».
Вот и получается, что у России нет выбора, кроме как совмещать сильную власть с зачатками демократии. Конечно, возврат к монархии убрал бы много «острых» неудобных вопросов. Даёшь присягу русскому царю – доминирование русского народа подразумевается априори. А так, пойди, докажи, «кто кому Рабинович»…
Просто русским надо прямо, честно и открыто говорить о том, что другого пути у России нет. Все, кто требует полноценной демократии или либерализма в России – враг её территориальной целостности. Все прекрасно понимают, что единая Россия для всех россиян сегодня важнее ряда демократических ценностей. Ну так и не надо этого стесняться. Но не надо это другим и навязывать. Это исключительно российский путь. В такой ситуации, Казахстан и Беларусь – лишь временные «попутчики». Сильная власть нужна в этих странах не для благородной идеи сохранения единства страны, а для «удержания» при власти не совсем «демократичных» правителей. Просто у казахов, как восточных народов, на сильную власть аллергии нет, да и ресурсов в стране хватает. С беларусами сложнее. Они хоть и инфантильные, но время своё делает. Рано или поздно, демократические ценности возьмут своё и там. Они не могут угрожать территориальной целостности Беларуси, так что не являются для них «вредными» ценностями.
Что можно пожелать россиянам, Вы сами выбрали свой пути. А если выбор сделан – нет смысла с него сворачивать. И нет смысла «ныть» и оглядываться. Но не рассчитывайте, что кто-то пойдет с вами. Нет такой второй страны на этом «шарике». Это только «русский путь».
|
</> |