Основы вудуизма
andanton — 07.05.2014Картина, изображающая ритуальный танец со змеей, которым должен заканчиваться любой настоящий обряд посвященных в религию вуду, очевидно, нарисована современным популяризатором этой не самой значимой религии мира. Шедевр, годный для любой прихожей, я считаю.
Религия вуду имеет три ветви. Самая массовая – в Западной Африке, в странах типа Сенегала, Бенина, Гамбии. Самая ортодоксальная прописалась на Гаити. Самая коммерциализованная обосновалась в Новом Орлеане. С 1930х годов, когда туризм стал едва ли не основной доходной статьей бюджета Нового Орлеана, весь пафос вуду ушел в магазины, торгующие куклами и масками. В сочетании со множеством фильмов и клипов, эксплуатирующих тему кукол вуду, в которые втыкаются иголки, чтобы причинить вред врагу (как, например, в замечательном фильме “Иствикские ведьмы”), большинство людей на планете воспринимают вуду в качестве мистического анекдота. Однако еще в середине XIX века влияние вуду в Луизиане было настолько распространено, что католическая церковь рассматривала эту религию как серьезного соперника.
Зарегистрировать любую религию в США довольно просто. Вудуизм тоже зарегистрирован официально. Есть “храм”, функционирующий на крошечной кухне и во дворике жилого дома. Я сходил туда, послушал проповедь современной “королевы вуду”, но долго выдержать этот бред не смог и удрал после первых пяти минут. Проповедь пришли слушать всего две пары. После того, как мы ушли, вторая пара осталась. Не знаю, насколько их хватило. Современная королева вуду (она называет себя “жрица Мириам”) стара и облезла, и живет очень небогато. Не понимаю, как она пляшет со змеей. Явно это зрелище не столь зажигательное, как изображено на картине.
Вот фотография “королевы” Мириам с ее вебсайта. На самом деле эта фотография ей очень льстит. В реале все гораздо страшнее. Надо было бы сфотографировать ее на проповеди. Вообще, когда я пишу эти строчки, все время досадую: и того не снял, и этого. А знаете почему? Нефотогенично.
Например, “храм вуду” – это неказистый домик с флагами под стрехой (кто не понял – картинка с Гугла). В нем жрица Мириам живет и содержит свой офис и магазинчик. Разводы на стенах и заколоченные окна в соседнем доме – это последствия “Катрины”. Восемь лет прошло, но полностью Новый Орлеан еще не восстановлен. Мы в первый день были тут с экскурсией, и гид махала нам рукой, что вот, мол, на той стороне улицы находится священное место. Я никак не мог понять, где это. Навел фотоаппарат на дом поприличнее и нажал на кнопку.
Ерунда получилась. Храма вуду как раз на моем снимке и нет. Только краешек соседнего нежилого дома попал справа в кадр.
Расцвет вудуизма в Новом Орлеане пришелся на годы царствования “королевы вуду” по имени Мари Лаво. “Королева вуду” – должность одновременно самоназначенная и общественно признанная. Иными словами, кто угодно может назвать себя “королевой”, но вот как потом рекрутировать подданных? Для этого надо хоть что-то уметь. Процитирую русский источник:
Мария Лаво считается одной из основательниц луизианского вуду, которая благодаря своим контактам с элитой города обеспечила себе множество нужных знакомств и покровителей в лице богатых и влиятельных людей. Местное христианское духовенство ненавидело её и несколько раз пыталось предать суду, однако связи в верхах общества спасали её. Видя своей основной задачей изменить бытовавшие среди белого населения представления о вуду как о "культе Сатаны", Мария ввела в вуду культ некоторых христианских символов, таких как распятие и статуи святых, чтобы постараться убедить недоброжелателей, что вуду имеет отношение к христианству. Благодаря своему таланту убеждения она в той или иной степени расположила к религии вуду многих богатых креолов Нового Орлеана, которые часто присутствовали на совершаемых ей обрядах. Тем не менее, надёжных источников, которые освещали бы отдельные подробности её жизни, нет, зато существует большое количество легенд. В них сообщается, в частности, что Лаво обладала магическими способностями к гаданию и исцелению болезней, имела целую сеть осведомителей, чтобы быть в курсе городских событий, и даже содержала публичный дом.
Умерла 15 июня 1881 года в возрасте приблизительно 87 лет и похоронена на кладбище Сент-Луис. Её дочь Мария Лаво-младшая (умерла примерно в 1895 году) также практиковала вуду и после смерти матери стала фактически её преемницей; в связи с этим порой трудно установить, о какой именно Марии Лаво идёт речь в конкретной легенде.
Таким образом, луизианское вуду – синкретическая форма, сочетающая негритянские верования в духов и магию с католическими святыми и алтарями. Весьма любопытная солянка. Вот мы ее сейчас и поисследуем.
Существо с головой крокодила и туловищем человека – страшный оборотень по имени Ру-Га-Ру. Рядом с ним Папа Док, Барон Суббота.
Ругару – местный житель. Он обитает в топях мрачных луизианских болот, рядом с которыми Гримпенская трясина – небольшой симпатичный лужок. Я катался на катамаране по этим болотам. Безрадостные места. И, действительно, много крокодилов. Ругару – это помесь европейского верфольфа с африканским вампиром. Иногда думают, что Ругару – сказочный персонаж во плоти, иногда, что он зомби, а иногда, что он один из духов вуду. Вся религия вуду построена на существовании духов, через которых осуществляется связь со вселенной. Духи аналогичны святым в христианстве, но, в отличие от святых, у них нет живых прообразов, и им нет смысла молиться: духи лишь посредники по передаче молитв выше. Каждый жрец вуду имеет связь со вселенной через своего близкого духа. На гаитянском наречии эти духи называются “лоа”. Все духи разделены в семьи. Всего таких семей пять, и в каждой по 10-15 духов. Всего Википедия перечисляет 80 духов вуду. Значительная часть этих существ весьма инфернальна.
Барон Суббота, стоящий в фешенебельной шляпе-котелке рядом с Ругару, возглавляет семью самых агрессивных лоа. Это духи смерти и преступлений. Барон Суббота – покровитель кладбищ. Он отвечает за то, чтобы тело покойника разложилось до конца с тем, чтобы покойник не превратился в зомби. Если этого духа хорошо попросить, задобрить, и у него будет настроение, он может вылечить любую болезнь, но вообще-то он этим не занимается на постоянной основе. Его основное занятие – провожать души умерших в подземный мир. Он много курит, страшно ругается и пьет самый крепкий ром. Барон Суббота обычно одет с иголочки. Кроме котелка, в набор одежды Барона Субботы входят сюртук и блестящие черные туфли. На моей фотографии он несколько небрежен в одежде, и это ненормально.
У Барона Субботы есть жена, ее зовут Мамаша Бригитт. Она также любит выпивать и сквернословить. А еще она повсюду таскает с собой черного петуха. У нее есть католический двойник – это ирландская святая Бриджит, которая исходно была покровительница огня в кельтской мифологии. У многих духов луизианского вуду есть симметричные аналоги в католицизме.
Так, например, Папа Ла Бас или Легба – дух-привратник, основное существо в мифологии вуду. Все общения с духами начинаются и заканчиваются общением с Легбой. Этот дух решает, разрешать ли молитве дальнейшее прохождение по инстанции, или нет. Допустим, пациент болен чем-то ужасным. Жрец вуду должен попросить Папу Дока послать клиенту исцеление. Совершенно нет никакой гарантии, что Папа Док захочет это сделать. Скорее всего, не захочет. Но для того, чтобы он хотя бы выслушал проблему, Папа Ла Бас должен согласиться с тем, что такая проблема существует. Его и надо просить об аудиенции у Папы Дока, а потом его надо благодарить за то, что он такую аудиенцию разрешил. Для облегчения коммуникации Легба говорит на всех существующих языках мира.
Душа, отправляющаяся в свое последнее путешествие, тоже встречает Легбу первым. Это дух-привратник, дух дорог и перекрестков. Не случайно в культовом фильме “Перекрестки” (“Crossroads”, там, где знаменитая гитарная дуэль в конце), дьявола зовут Легба. Его ближайший аналог – Св. Петр.
На этом снимке изображены вариации на тему Великого Зомби. Это чисто новоорлеанский дух, и его ввела в обиход сама Мария Лаво. По ее версии, этот дух существует в змеином теле. У Лаво была ручная змея (может, и не одна), которой она пользовалась на всех ритуалах. Здесь мы снова возвращаемся к заглавной картинке танца со змеей. Дух змеи имеет прежде всего практический смысл. Змея – это советчик при разработке и произнесении заклинаний, изготовлении кукол и снадобий, предсказании будущего. Поскольку Мария Лаво активно скрещивала вуду с католицизмом, змея не случайно сползает на этом снимке по кресту. Также эта змея советует, какие предметы положить в специальную холщевую сумку, именуемую гри-гри. С этой сумкой полагается ходить на обряды, да и просто по своим делам. Неверно думать, что в сумке гри-гри лежат только загадочные предметы черной магии. Любая вещь в умелых руках превращается в мощный амулет. Какой-нибудь камень или кусок тряпки вполне может составить компанию кукле вуду или корню мандрагоры. Главное, чтобы сумка была правильной, а змея плохого не нашепчет.
Как и любая религия, вудуизм не обходится без алтаря. В новоорлеанском варианте в состав алтаря входит распятие. Это рабочий алтарь, на нем иногда проводятся церемонии. Назначение некоторых вещей из обихода священника вуду мне известно. Например, барабанами вызывают духов. Стакан с водой на полке не должен никогда пересыхать: духи любят пить, да и вообще эта вода священна и заряжена чем-то хорошим. Молитва начинается с того, что водой из стакана окропляют прихожан. Потом они предлагают еду и питье для духов, начиная, естественно, с Легбы. После того, как духи пришли и выполнили все, о чем их попросили, остатки яств можно съесть и выпить. Очень удобно для прихожан. Змеи, даже в высушенном виде, в составе этого алтаря нет. Наверно, ее надо приносить каждый раз с собой. В зависимости от насущных потребностей состав вызываемых духов меняется. Их конкретные фигурки ставятся на алтарь.
Насколько я понимаю, деревянные божки на шкафу – это именно изображения духов, сделанные, скорее всего, на Гаити. Культ вуду в Новом Орлеане питался прежде всего гаитянскими источниками.
Справа витрина с куклами вуду. Про них, разумеется, почтеннейшая публика осведомлена лучше всего.
Итак, кукла может представлять конкретного человека, а может быть напрямую ассоциирована с ним. Последнее, естественно, намного опаснее. Делать куклу можно из чего угодно, чаще из подручных материалов, но для придания ей магических черт изготовитель должен понимать в своем ремесле.
Рецепты, как придать кукле вуду магические свойства, перечислены на табличке под витриной. Все это не слишком сложно. Для того, чтобы кукла оказалась связана (или ассоциирована) с живым человеком, надо
приложить ее к изображению этого человека (запихать внутрь куклы волос или ноготь этого несчастного);
написать на бумажке имя заговоренного (завернуть куклу в кусочек его одежды);
придать изображению лица куклы сходство с человеком (потереть куклу об него/нее так, чтобы жертва ничего не заметила).
В этих рецептах вначале я написал что нужно сделать, чтобы связать куклу с жертвой, а в скобках – что нужно сделать для непосредственной ассоциации. Разница состоит, по-видимому, в надежности срабатывания заклинаний. Ассоциированная кукла – это все, конец, гарантия 146%.
Куклу надо хранить вблизи от жертвы, но так, что та ни о чем не догадывалась. Если заговоренный человек найдет куклу, вся магия пойдет насмарку.
Было бы странно не привезти куклу вуду после такой исчерпывающей информации о них. Вот парочка подлинных кукол вуду с сертификатами происхождения.
Эта кукла настолько нестрашная и неопасная, что я подарил ее своей маме. Ее зовут Нола Май, и она всего лишь помогает выигрывать крупные суммы в лотерею. Кукла очень добродушна. Ее изготовил довольно известный в Новом Орлеане мастер, а продается она в таком магазине:
Себе я купил куклу посерьезнее уже в другом магазине.
Желтый мешок – это сумка гри-гри. Пока сумка пустая, но, может быть, я потом и наполню ее когда-нибудь. Пойду выбирать жертву, вот что.
В заключение, вот симпатичное видео в тему. Мне очень нравится.
Вся информация из музея вудуизма в Новом Орлеане, Википедии и сайтов религии вуду.
|
</> |