Осмысливание стремительного взлета Китая ...

топ 100 блогов nbalanchak06.03.2025


Осмысливание стремительного взлета Китая ...
Осмысливание стремительного взлета Китая ...

Осмыс­ли­ва­ние стре­ми­тель­но­го взле­та Китая (2)

Основополагающая философия и религия Китая

Историческая стойкость и успех Китая в значительной степени обусловлены его основополагающими философиями и религиями. Это редко обсуждается, когда западные эксперты анализируют феноменальный успех Китая за последние 40 с лишним лет. Однако я считаю, что это лежит в основе возрождения страны как фундамент современной системы убеждений и управления Китаем.

Некоторые сбитые с толку жители Запада продолжают утверждать, что Китаем управляют марксистские и ленинские идеологии, что далеко от истины (о роли марксизма я расскажу позже).

Основными философскими течениями в Китае являются конфуцианство и даосизм (также известный как дао). Основной религией китайцев является буддизм — религия, в которой поклоняются множеству богов. Иногда даосизм также считают религией, но в даосизме нет поклонения богу (даосизм — это путь к самосовершенствованию, так что можно стать богом самому).

Общей темой китайской философии и религий является акцент на личностном развитии, просветлении и достижении добродетели.

Фундаментальное различие между китайскими и западными религиями заключается в отсутствии монолитной религии в китайских системах верований. Поэтому в стране нет миссионерского рвения распространять свою религию (или ценности), и она отличается высокой терпимостью к другим религиям, в отличие от монолитных авраамических религий, зародившихся между рекой Иордан и Средиземным морем.

Конфуций родился в 551 году до н. э., примерно за 80 лет до Сократа. Он жил в период Сражающихся царств. Главное убеждение Конфуция — добродетель, очень похожее на убеждение Сократа. Он считал, что достижение добродетели — это высшее стремление в личной и общественной жизни, особенно для лидеров (то есть императоров в его время).

Конфуций считал, что благополучие страны зависит от нравственного воспитания её народа, начиная с руководства страны. Он считал, что люди могут начать развивать всеобъемлющее чувство добродетели с помощью жэнь (милосердия) и что самым важным шагом на пути к развитию жэнь является сыновняя почтительность — в первую очередь преданность родителям и предкам.

Он учил, что не нужно подавлять свои желания, но нужно учиться согласовывать их с помощью ли, ритуалов и форм приличия, с помощью которых люди могут демонстрировать своё уважение к другим и свою ответственную роль в обществе. Конфуций также считал, что чувство де, или «добродетели», правителя является основным условием для лидерства.

Главной целью Конфуция в обучении своих учеников было воспитать нравственно развитых людей, которые вели бы себя достойно, правильно говорили и демонстрировали безупречную честность во всём. Добродетель, иерархия и гармония — вот идеалы.

После смерти Конфуция его ученики собрали его высказывания и идеи в книгу под названием «Изречения» (или «Беседы Конфуция»). Конфуцианство стало государственной философией во времена династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.). В системе императорских экзаменов (Кэ Цзюэ) «Изречения» были основным текстом для тестов, а их результаты использовались при отборе чиновников.

«Аналекты» были одной из самых читаемых и изучаемых книг в Китае на протяжении более двух тысячелетий; их идеи продолжают оказывать значительное влияние на восточноазиатскую мысль и ценности, особенно в периферийных регионах Китая, таких как Корея, Вьетнам и Япония.

Даосизм, или дао-​дэ цзин, был создан Лао-​цзы примерно в то же время, что и конфуцианство. Это очень спокойный образ жизни, если использовать современный термин. Его центральная тема называется у-вэй, что примерно переводится как «действие бездействия».

Даосизм делает акцент на «пути» (Дао буквально означает «путь»), который представляет собой вечный поток Вселенной, её сущность и то, как мир остаётся сбалансированным и упорядоченным.

Для даосов главная цель жизни — привести себя в соответствие с Дао. Они стремятся жить в гармонии с естественным порядком Вселенной. Они верят, что, находясь в гармонии с Дао, они могут избежать насилия, страданий и борьбы.

Даосы культивируют чувство естественности, называемое цзыжань (природа). Они верят, что все живые существа должны жить в гармонии со Вселенной и заключённой в ней энергией. Они верят, что только те действия человека, которые согласуются с течением Природы, в конечном счёте имеют смысл.

Они подчеркивают простоту, непосредственность и смирение.

По сути, даосизм — это языческая религия и высшая философия/религия мира. Он отвергает стремление человека изменить ход природы и выступает за духовное осознание «живи и дай жить другим». Когда вышел фильм «Большой Лебовски», я помню, что подумал, что Чувак — даос

Буддизм был основан Гаутамой Буддой, который жил примерно в то же время, что Лао-​цзы и Конфуций. Буддизм пришёл в Китай во времена династии Хань. Он распространялся по торговым путям вдоль Шёлкового пути, который пересекали странствующие монахи из Индии и Центральной Азии.

Как и конфуцианство и даосизм, буддизм делает акцент на этичном образе жизни и глубоком понимании страданий. В то время как даосизм фокусируется на гармонии с природой, а конфуцианство — на правильном порядке среди людей, буддизм фокусируется на личностном развитии и просветлении.

Буддисты сосредоточены на личностном развитии, достижении просветления и реинкарнации. Они верят, что осознанные действия приводят к положительным результатам, а негативные действия усугубляют страдания. Буддисты считают, что всё преходяще и взаимосвязано. Нужно сосредоточиться на достижении перерождения с помощью молитв и накопления заслуг.

Китайская философия и религии играют важнейшую роль в формировании ценностей общества и определении личного поведения. Именно поэтому китайцы ставят во главу угла порядок, уважают иерархию и добродетель, способствуют личностному развитию и гармонии с природой.

Я бы выделил следующие наиболее значимые элементы и встроенные в китайскую историческую политическую культуру представления, которые сформировали современное китайское государство:

  • Лидеры по своей природе должны быть великодушными (ван дао) и заботиться об интересах народа. Правители должны подавать пример своим поведением. Легитимность основана на великодушной и доброжелательной морали (дао де).
  • Хотя благожелательность предпочтительнее, принуждение в отношении узурпаторов оправдано для поддержания стабильности и неприкосновенности государства; однако чрезмерное принуждение считается гегемонистским (ба дао) и, следовательно, незаконным.
  • Китай — великая мировая держава с долгой историей и высокоразвитой цивилизацией. Восстановление Китая в его историческом статусе (фу син) — главная задача всех китайских лидеров.
  • У всех китайцев должна быть сильная национальная идентичность и патриотический национализм.
  • Сильное государство — лучшая защита как от внутренних, так и от внешних угроз. Беспорядка (луань) следует избегать любой ценой. Особое внимание уделяется поддержанию стабильности (вэнь дин) и порядка (ци сюй).
  • Играйте вдолгую и не забывайте о конечных целях. Время — ваш союзник. Не будьте нетерпеливы.

Центральная роль меритократии

На мой взгляд, самым важным элементом китайских традиций в управлении страной сегодня является практика меритократии, особенно в правительстве.

В отличие от европейских королевств, в китайских династиях никогда не было укоренившегося класса землевладельцев-​аристократов. Начиная с династии Хань и закрепляя этот порядок в династии Тан, отбор высокопоставленных государственных чиновников полностью основывался на императорских экзаменах (Кэ Цзюй) — сложной системе экзаменов по нескольким предметам, которые проводились на уровне округов, провинций и страны. Многим учёным требовались десятилетия, чтобы попытаться сдать экзамены и стать чиновниками.

В китайской императорской придворной системе не было наследственных титулов, которые можно было бы передавать от отца к сыну. Чиновников строго отбирали и продвигали по службе в зависимости от их успехов в Кэ Цзю, а затем и в их официальных должностях.

Эта система отбора талантов не менялась на протяжении 2000 лет и сегодня превратилась в систему Гао Као (вступительных экзаменов в колледж). Гао Као — священная корова в китайской жизни, и даже у дочери Си Цзиньпина не было гарантии, что она поступит в престижный Университет Цинхуа, который окончил он сам. В итоге она не поступила в Цинхуа, но смогла получить место в Гарварде — счастливый конец.

Центральная роль меритократии

На мой взгляд, самым важным элементом китайских традиций в управлении страной сегодня является практика меритократии, особенно в правительстве.

В отличие от европейских королевств, в китайских династиях никогда не было укоренившегося класса землевладельцев-​аристократов. Начиная с династии Хань и закрепляя этот порядок в династии Тан, отбор высокопоставленных государственных чиновников полностью основывался на императорских экзаменах (Кэ Цзюй) — сложной системе экзаменов по нескольким предметам, которые проводились на уровне округов, провинций и страны. Многим учёным требовались десятилетия, чтобы попытаться сдать экзамены и стать чиновниками.

В китайской императорской придворной системе не было наследственных титулов, которые можно было бы передавать от отца к сыну. Чиновников строго отбирали и продвигали по службе в зависимости от их успехов в Кэ Цзю, а затем и в их официальных должностях.

Эта система отбора талантов не менялась на протяжении 2000 лет и сегодня превратилась в систему Гао Као (вступительных экзаменов в колледж). Гао Као — священная корова в китайской жизни, и даже у дочери Си Цзиньпина не было гарантии, что она поступит в престижный Университет Цинхуа, который окончил он сам. В итоге она не поступила в Цинхуа, но смогла получить место в Гарварде — счастливый конец.

Влияние марксизма на китайскую экономику и политику

Первая ошибка, которую совершают жители Запада, говоря о Коммунистической партии Китая (КПК), заключается в том, что они сосредотачиваются на слове «коммунистическая», в то время как нужно сосредоточиться на слове «китайская».

Вместо того чтобы воспринимать КПК как Коммунистическую партию Китая, людям было бы гораздо лучше воспринимать её как Партию китайской цивилизации.

Вот почему США не смогут победить КПК и Китай так же, как они победили советских коммунистов и СССР. Если США будут делать те же предположения о «коммунистах» в своём соперничестве с Китаем, то, согласно Сунь-​Цзы, они уже проиграли первую битву, первое правило которой гласит: «Познай себя и познай своего врага».

Марксизм пришёл в Китай в 1921 году, когда небольшая группа городских интеллектуалов, вдохновлённых Октябрьской революцией в России и европейскими социалистическими идеями, основала Коммунистическую партию Китая. Это было время крайнего социального потрясения и хаоса, когда Китай только что пережил падение династии Цин и десятилетия колониальной агрессии со стороны иностранных держав.

Марксизм был одной из политических фракций, пытавшихся модернизировать Китай. КПК одержала победу над националистами (Гоминьданом) в 1949 году после десятилетий гражданских войн и войны против японского вторжения. Она установила новый порядок в Китайской Народной Республике.

В Китае марксизм рассматривается в первую очередь как классическая экономическая теория. Карл Маркс и его «Капитал» были продолжением классической экономической мысли XIX века, представленной Адамом Смитом, Давидом Рикардо, Джоном Стюартом Миллем и Бенджамином Франклином, а также философом Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем.

Использование его аналитической теории «диалектического исторического материализма» по-​прежнему очень популярно среди китайцев для понимания экономических законов развития современных капиталистических обществ.

Первый том «Капитала» посвящён отношениям между промышленниками и рабочими, а также концепции прибавочной стоимости. Второй и третий тома посвящены владельцам денег, ростовщикам, торговцам и торговле, приносящему проценты капиталу, земельному капиталу и экономической ренте.

Несмотря на то, что взгляды Маркса на прибавочную стоимость, экономические циклы, финансиализацию, доходы рантье и классовую борьбу были дискредитированы поколениями экономистов-​​сторонников свободного рынка, они по-​прежнему актуальны. Они объясняют экономическую поляризацию и социальную напряжённость на Западе сегодня гораздо лучше, чем поверхностный анализ, предложенный современными экономистами.

На самом деле, феноменальный бестселлер Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке», вышедший в 2013 году, полностью подтвердил прогнозы Карла Маркса, сделанные более 100 лет назад. Пикетти изучил данные за 200 лет в Европе и США и доказал тезис Маркса о неравенстве в распределении богатства и доходов, присущем капиталистической системе.

Пикетти окончательно доказал, что норма прибыли на капитал превышает темпы экономического роста в долгосрочной перспективе, что приводит к концентрации богатства и неравномерному распределению богатства, которое вызывает социальную и экономическую нестабильность.

Возвращаясь к Китаю, можно сказать, что марксизм даёт китайскому руководству аналитический инструмент для понимания природы капиталистических систем, как хороших, так и плохих, того, как они будут развиваться и каких подводных камней следует избегать по мере того, как Китай осваивает рынок.

Кроме того, многие идеалы марксизма привлекательны для китайцев и совместимы с традиционными китайскими устремлениями — равенство, общественное благо и бесклассовое общество.

КПК в первые 30 лет своего правления была революционной партией, возглавляемой людьми, которые не разбирались в современной экономике, науке и технологиях. Поэтому она переняла жёсткую экономическую и политическую систему из СССР — можно назвать это марксизмом с русскими особенностями. Очевидно, что результат был катастрофическим.

После трёх десятилетий экспериментов и неоднократных разочарований Дэн Сяопин в 1978 году возглавил экономическую реформу, которая привела к переходу к смешанной государственной и частной экономике — социализму с китайской спецификой. С тех пор Китай принял рыночную экономику, и китайская экономика стала одной из самых конкурентоспособных в мире.

Политика в Китае была националистической, а не марксистской или коммунистической. Хотя многие из его идеалов, такие как равенство, привлекательны для китайцев, марксизм никогда не был теорией управления для Китая. Вместо этого Китай опирается на свои исторические традиции и мудрость.

Управление в Китае основано на централизации политической власти, экономическом прагматизме, культурном консерватизме, воплощённом в конфуцианских учениях, социалистических идеалах и, что самое важное, меритократии.

Китай открыто отверг миссионерское рвение СССР, поддерживавшего коммунистические революции по всему миру и спонсировавшего такие организации, как Коминтерн.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ниссан 10:55:08 _DSC3003 Taken on May 6, 2023 Nikon D3100 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/8.0 55.0 mm 1/250 200 car ,road ,auto ...
У всех есть, у меня нет. Просто как-то не было нужно -- хватало ЖЖ. Решил зарегистрироваться, захожу -- там требуют номер телефона и ввести код. Стандартное кидалово на бабло. Скажите, как зарегистрироваться в ВК, не попав на бабло? Много ли вообще надо бабла, чтобы содержать аккаунт в ВК ...
Это все конечно очень авторитетно звучит. Если не включать голову. Ибо. 1. В Поднебесной прекрасно понимают, что Запад занимается Россией прежде Китая только потому, что Россия может служить фундаментом для экономики Китая. И пока Россия остается независимой от коллективного Запада - ...
Выясняются все новые и новые подробности о вирусе StuxNet, обнаруженый в Июне этого года. Чем вирус необычен? Да много чем... В первую очередь тем, что умел распространяться на флэшках (используя уязвимость в обратотке файлов lnk ) Это уже само по себе ...
...