Оскар. 1951.
cand_orel — 27.09.2023После просмотра последнего неплохого Оскара в этом 2023 году захотелось вспомнить вообще историю Оскара... Медленно, но продвигаюсь.
«Американец в Париже» (An American in Paris) (1951) — музыкальная мелодрама режиссёра Винсента Миннелли с Джином Келли и Лесли Карон, для которой роль стала дебютной, в главных ролях, снятая по мотивам одноимённой симфонической поэмы Джорджа Гершвина (1928). Помимо инструментальной музыки в фильме были использованы песни из других мюзиклов Гершвина. Джин Келли выступил также в качестве хореографа картины. Фильм имел огромный успех и завоевал 6 премий «Оскар» при 8 номинациях, включая награду за лучший фильм. Также Джин Келли был удостоен почётного «Оскара» за «достижения в области хореографии и кинематографии», ставший единственным в его карьере.
По словам Лесли Карон в интервью 2009 года на шоу Пола О'Грейди,
фильм столкнулся с полемикой с офисом Хейса из-за части с её танцем
со стулом; цензор, просмотревший сцену, назвал ее «сексуально
провокационной», что удивило актрису, которая ответила: «Что вы
можете сделать со стулом?»
В 1993 году фильм внесён в Национальный реестр фильмов, обладая
«культурным, историческим или эстетическим значением».
По версии Американского института кино картина занимает ряд
мест:
68-е место в списке 100 фильмов за 1998 год (выбыла в 2007)
15-е место в списке мужчин 100 звёзд (Джин Келли)
39-е место в 100 страстей
32-е место в 100 песен («I Got Rhythm»)
9-е место в 25 мюзиклов
«Американец в Париже» входит в десятку величайших американских
мюзиклов всех времён. Картина пришла к значительному публичному
успеху благодаря музыке Гершвина, обработанной Джонни Грином и
Солом Чаплином, и хореографии Келли; хореографическая кульминация
фильма — 17-минутный парный танец героев без диалогов, снятый на 44
съемочных площадках на задней стоянке MGM, постановка которого
обошлась более чем в 500 тыс. долларов. Свой вклад в успех внесли
также оператор Джон Олтон, художник-постановщик Престон Эймс и
дизайнеры по костюмам Орри-Келли и Ирен Шарафф. Винсент Миннелли
работал над картиной с характерным для него мотивом «стремления к
мечте».
Фильм критиковали как слишком сентиментальный, романтичный и
слишком «помпезный» (за финальную балетную сцену). Однако вклад
творческой команды создателей фильма в историю американского
мюзикла никогда не оспаривался.
Отрывок, трейлер:
Сюжет:
Ветеран Второй мировой войны Джерри Маллиган (Джин Келли) —
молодой неудержимый эмигрант в Париже, прибывший сюда по окончании
боевых действий, поселившийся в квартирке на чердаке и пытающийся
завоевать репутацию художника. Его друг и сосед Адам Кук (Оскар
Левант) — пианист и давний партнёр популярного французского певца
Анри Бореля (Жорж Гетари[fr]), живущий вот уже на восьмом учебном
гранте и мечтающий выступить на концерте. Вернувшийся из
путешествия Анри («Nice Work If You Can Get It») встречается с
Адамом в кафе на первом этаже дома и рассказывает ему о своей
образованной 19-летней девушке Лизе Бувье (Лесли Карон), любящей
танцевать (кадры сопровождаются музыкой песни «Embraceable You»).
Джерри ненадолго встречается с ними («By Strauss») и решает
полноценно присоединиться позже, прежде отправляясь продавать свои
работы.
Мило Робертс (Нина Фох), одинокая светская женщина и наследница
состояния продавца масла для загара из Балтимора, видит, что
Джерри, выставив свои работы на Монмартре, прогоняет молодую
зеваку, и интересуется им и его искусством, предлагая за каждую
картину 15 000 франков. Личный водитель привозит их в квартиру для
оплаты, женщина приглашает художника на обед, который она
устраивает вечером. По дороге домой Джерри поёт с французскими
детьми, просящими у него американской жвачки («I Got Rhythm»), а
затем идёт в квартиру Мило. Он быстро обнаруживает, что «вечеринка»
на самом деле — это свидание тет-а-тет, и говорит женщине, что не
заинтересован в том, чтобы быть платным ухажёром. Когда он пытается
уйти, вернув ей деньги, Мило настаивает, что её интересует только
его искусство.
Они идут в переполненное кафе, и Мило в качестве дружеского жеста.
предлагает стать спонсором художественной выставки Джерри. Приходят
некоторые из друзей Мило, и, сидя с ними, Джерри видит Лизу,
сидящую с друзьями за соседним столом, и оказывается мгновенно
очарован ей. Он игнорирует Мило и её знакомых, а вместо этого
делает вид, что уже знает Лизу, и танцует с ней. Она ведёт себя
сдержанно и даёт назойливому Джерри неправильный номер телефона, но
кто-то за её столом случайно поправляет девушку. Мило расстроена
поведением Джерри и внезапно решает пойти домой. По дороге она
говорит компаньону, что с его стороны очень грубо флиртовать с
незнакомой девушкой в её присутствии; устав от Мило, Джерри выходит
из машины и прощается с ней.
На следующий день Джерри звонит Лизе на работу, но она говорит
никогда больше не звонить ей. Джерри и Мило встречаются в кафе, и
Мило сообщает ему, что коллекционер интересуется его картинами, и
она устроила показ сегодня. Прежде чем пойти туда, Джерри идёт в
парфюмерию, где работает Лиза, та соглашается поужинать с ним.
Девушка не хочет, чтобы её видели вместе с Джерри публично, поэтому
решает встретиться с ним в девять вечера у кафе «Милый друг» после
обеда с Анри. Окрылённый согласием Джерри приходит в квартиру Адама
и поёт с ним («Tra-la-la» («This Time It’s Really Love»)).
Встретившись, Джерри и Луиза исполняют романтическую песню («Love
Is Here to Stay») и танцуют на берегу Сены в тени Нотр-Дама. Тем не
менее, спустя два быстро пробежавших часа, согласившись на
следующее свидание в субботу, Лиза быстро убегает на встречу с Анри
после его выступления («I’ll Build a Stairway to Paradise»). Борель
говорит ей, что его пригласили отправиться в концертное тур по
Америке, и предлагает девушке выйти за него замуж.
После разговора с Джерри о Мило Адам, лёжа в квартире, мечтает о
том, как исполняет одну из композиций Гершвина в концертном зале
(«Concerto in F for Piano and Orchestra»). По мере развития сцены
Адам также оказывается дирижёром, членами оркестра и даже
восторженным зрителем, аплодирующим в ложе.
Мило арендует Джерри художественную студию и говорит ему, что
запланировала выставку его работ через три месяца. Сначала он
отказывается от помещения по причине отсутствия денег, но в
конечном итоге соглашается при условии, что он вернёт ей деньги,
когда заработает на своих произведениях. Джерри начинает активно
творить, рисуя на свежем воздухе и втайне от Борель создавая
портрет Лизы.
Примерно через месяц после долгих ухаживаний Лиза внезапно уезжает,
оставив записку, когда она и Джерри прибывают на такси в его
квартиру. Когда Джерри говорит Адаму имя возлюбленной, тот
ошарашен, осознавав, что его друзья увлечены одной и той же
девушкой. Подсевший Анри и Джерри радостно обсуждают пассию,
которую оба любят, не подозревая, что это один и тот же человек («S
Wonderful»).
Вечером Джерри и Лиза вновь встречаются на том же месте на берегу
Сены. Она сообщает ему, что завтра выходит замуж за Анри и едет в
Америке. Лиза испытывает чувство долга перед Борелем, которому
обязана, так как он оберегал её во время войны, пока её родители
участвовали в движении Сопротивления. Лиза говорит вдогонку
грустному Джерри о своей любви к нему.
Джерри впервые целует Мило и приглашает на студенческий
бал-маскарад. На шумной вечеринке, где все гости носят чёрно-белые
костюмы, Мило сталкивается с Адамом, подающем напитки и
осведомлённом о личности спонсорши друга. Они встречают Анри и
Лизу, и Джерри наконец рассказывает Робертс о своих чувствах к
девушке. Борель невольно подслушивает друга и девушку, прощающихся
друг с другом, и осознаёт правду. Когда Анри и Лиза уезжают на
такси, Джерри мечтает о том, как гуляет с возлюбленной по Парижу
(«An American in Paris»), грёзы предстают в виде помпезного
представления. Его задумчивость нарушена автомобильным гудком —
Лиза возвращается с Анри, целует жениха и бежит к Джерри. Они
обнимаются, целуются и уходят. Финальный кадр демонстрирует огни
вечернего города.
Фильм (синхронный перевод):