Экскурсия Нижний—Суздаль—Владимир. Рождественская церковь — II
cand_orel — 27.09.2023Вчера мы собрались зайти в Рождественскую церковь... Зайдем.
В храме располагаются следующие святыни:
— старинная икона Николая Чудотворца;
— иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского,
митрополита Филарета Московского, оптинских старцев в ковчежце
рядом с иконостасом;
— чтимая Державная икона Божией Матери.
Интерьер Строгановской церкви, как это видно уже по ее наружным очертаниям, состоит из довольно низкой трапезной и молельного зала, расположенного в основном четверике. В его интерьере сохранилось то, что было безвозвратно утрачено в других храмах. Тем не менее прежде Рождественская церковь была несравненно богаче.
Так, в просторном зале трапезной о былом великолепии напоминает ныне лишь восточная стена, отделяющая трапезный зал от основного. Вся она покрыта каменной резьбой. Исполненную изначально в белом цвете, впоследствии ее обильно покрыли позолотой, сделав, тем самым, похожей на иконостас. Кроме того, раньше все стены трапезной были расписаны библейскими сюжетами. В советское время их стыдливо скрыла побелка.
Молельный зал невелик по размерам, но высок и светел, благодаря чему кажется обширнее, чем есть на самом деле. Внимание посетителя сразу же привлекает резной золоченый иконостас. Резчики использовали в его оформлении традиционный для христианского искусства мотив виноградной лозы. Материал был выбран тоже традиционный — податливая резцу мастера липа. Собирались детали иконостаса при помощи системы «шип-паз», без гвоздей, а после сборки дивную алтарную преграду покрыли левкасом и сусальным золотом.
Иконостас состоит из четырех ярусов — местного, праздничного, деисисного и пророческого. Венчает его Распятие. Почти все иконы в иконостасе —оригинальные, сохранившиеся изначала. Особенным богатством резьбы поражают Царские врата, выполненные, в отличие от других деталей иконостаса, из дуба. Кажется, будто все они состоят из сложных переплетений ветвей и листьев, окружающих иконы-медальоны евангелистов, Божией Матери и Архангела Гавриила.
Высота церковного зала позволила разместить во втором его ярусе хоры, благодаря чему пение во время службы раздавалась сверху. Вероятно, так было задумано Г.Д. Строгановым, чрезвычайно любившим хорошее церковное пение и содержавшим отменный хор (строгановских певчих не раз даже требовали ко двору).
Выходим наружу —
Опять же центр Покров —
Группа собирается —
Вышли опять на Рождественскую улицу, усадьба А.И. Костромина - А. Шушляева, главный дом —
Усадьба А. И. Костромина — А. Шушляева — архитектурный ансамбль в историческом центре Нижнего Новгорода. Главный дом и флигель усадебного комплекса построены в 1825—1857 годах. Авторы проектов — архитекторы И. Е. Ефимов и Н. И. Ужумедский-Грицевич. Ансамбль состоит из двух строений по адресу Рождественская улица, 30—32: главного дома и флигеля. Исторические здания сегодня — объекты культурного наследия Российской Федерации.
Далее по маршруту — дом А. Б. Смирнова:
Дом А. Б. Смирнова — памятник архитектуры в историческом районе Нижний посад Нижнего Новгорода. Построен в 1823 году по проекту академика архитектору И. Е. Ефимова в стиле русского классицизма. Одно из старейших каменных зданий Нижнего Новгорода и важный памятник эпохи русского классицизма.
Для Нижнего Новгорода в начале 1820-х годов архитектор И. Е. Ефимов разработал несколько типов жилых строений, в том числе двухэтажный с мезонинами и арочными проездами по центру в служебные дворы для застройки единым фасадом целых улиц. При этом второй этаж с мезонином охватывали ионические пилястры. По такому проекту был выстроен дом купца Алексея Борисовича Смирнова. Проект И. Е. Ефимова утвердили 2 февраля 1823 года. Фасад был разбит горизонтальными полосками руста. Шесть ионических пилястр охватывали центральную часть постройки и пятиоконный мезонин. Угловые части были покрыты рустом. В настоящее время архитектура здания искажена надстройкой мансардного этажа в левой части дома.
По левой стороне улицы дом с красным первым этажом — дом Есыревых, памятник архитектуры, построен в 1832 году по проекту архитектора А. Л. Леера в классицистическом стиле:
Купцы Есыревы происходили из крепостных Вознесенского Печёрского монастыря, становление этой династии приходится на начало XIX века. Точные годы постройки этого здания и его архитектор пока не определены. На первом этаже имеется горизонтальный руст, на втором этаже — шесть ионических пилястр. На фасаде расположены полуциркульные ниши, чья лепнина выполнена в виде морских раковин. Над крайним аттиком установлена рамка с барельефом, украшенным по бокам растительным орнаментом.
Над карнизом — аттик с вазонами, который совпадает с расположением шести пилястр по своей протяжённости. В рамке, где сейчас надпись «Хлебопродукт», раньше размещалось название магазина и имя его владельца. После нескольких перестроек здание сохранило свой первоначальный облик и черты эпохи неоклассицизма.
Скульптура «Художник» — это памятник художнику Константину Маковскому —
Скульптура «Художник» представляет собой бронзовую фигуру живописца Константина Маковского, написавшего картину «Воззвание Минина», с мольбертом и кистью. Установлена 4 ноября 2013 года, в день празднования Дня Народного Единства, после капитального ремонта улицы Рождественской. Скульптура примечательна ещё тем, что у художника постоянно воруют его бронзовую кисть.
Скульптура «Мальчик с бубликами» —
Скульптура представляет собой лаконичную композицию из одного объекта. На небольшом каменном подъеме изображен мальчик в полный рост. Он одет в рабочую одежду пекарей, состоящую из длинного фартука и головного убора. В его руках изображен деревянный короб, который зафиксирован через плечо на веревке. На нем лежат разнообразные виды хлебобулочных изделий: батон, булочки, крендельки. У основания статуи видна маленькая табличка, где написано, что изваяние – это дар от хлебозаводчиков Тюриных. Работа полностью выполнена из бронзы. Скульптура вскоре после установки стала популярна среди туристов и местных жителей. Прохожие любят делать фото на память с юным продавцом – одним из символических образов края.
Дом И. Шувалова – А.К. Гейнце:
Дом построен в 1836 г. для нижегородского купца И.П.Шувалова по проекту губернского архитектора И.Е.Ефимова. Он закрепил угол пробиваемого тогда по плану инженера П.Д. Готмана Успенского (ныне Почтового) съезда и Рождественской улицы. Первоначально дом был двухэтажным с подвалом. В середине 1890-х гг. в нем размещалась гостиница, подвал использовался под склад «Санкт-Петербургского Калашниковского пивоваренного завода Б.А. Крон и Ко». После перехода в декабре 1895 г. домовладения к семейству М.А. Гейнце - вдовы коллежского советника, здание было надстроено третьим этажом. На его крыше появилась кубоватая башенка со шпилем, акцентирующая угол съезда и улицы. Эти работы, судя по протоколам Нижегородской городской думы, можно датировать 1897 – 1899 г.г. Архитектор не установлен. После перестройки дома сюда из соседнего здания Блиновского пассажа была переведена аптека, принадлежавшая Гейнце.
Доходный дома Блиновых —
Доходный дом чебоксарских купцов Блиновых был построен в 1853 году по проекту архитектора Ужумедского-Грицевича, а в 1898 году дом прошёл реконструкцию и получил современный вид - здание в стиле поздней эклектики. На первом этаже разместились магазины, а на верхнем этаже были жилые помещения.
Блиновский пассаж —
Пассаж — памятник истории и культуры в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен в русском стиле в 1876—1878 годах по заказу нижегородских купцов Блиновых. Автором проекта выступил академик архитектуры Александр Бруни. Первый в истории торговый пассаж в архитектуре провинциальных городов России. Здание выступает архитектурной доминантой исторического района Нижний посад, Рождественской улицы и площади Маркина, является объектом культурного наследия Российской Федерации — памятником истории и культуры регионального значения.
В 1870-е годы купцы Блиновы решили выстроить на месте старых зданий новый доходный дом с пассажем. Проект выполнил петербургский академик архитектуры Александр Бруни (1825—1915), а надзор за строительством осуществлял нижегородский архитектор и инженер Роберт Килевейн (1825—1895). Строительные работы велись с 1876 по 1878 год и после окончания работ, весь комплекс доходного дома, который стал новой архитектурной доминантой старинного района Нижнего Базара, прозвали Блиновским пассажем, из-за расположения в нём первой в городе торговой галереи. 6 сентября 1879 года Блиновский пассаж осмотрел генерал-губернатор Николай Игнатьев, в честь которого был дан торжественный завтрак, «и тем совершилось как бы официальное новоселье этого, во всех отношениях замечательного дома».
После открытия в основном пятиэтажном объёме расположились разнообразные торговые и конторские помещения. Нижний этаж занимали крупные магазины со входами с улицы. Периметр внутренних дворов также занимали двухэтажные лавки с конторами. В левом объёме разместилась одна из лучших городских гостиниц — «Биржевые номера» с рестораном Н. Г. Пермякова. Здесь же было открыто отделение банка. Правая часть дома была отдана под городскую Главную почтово-телеграфную контору, позже — Центральную телеграфную станцию. Непосредственно сам пассаж был расположен в одноэтажном корпусе, примыкавшим к доходному дому со двора. Первоначально в подвальном этаже пассажа были устроены бассейны с проточной родниковой водой для хранения живой рыбы.
Здание выстроено в «почвенническом» направлении русского стиля, основоположником которого был Владимир Шервуд, с опорой на русскую архитектуру XVII века. Доходный дом строился в период возведения Исторического музея на Красной площади в Москве (1875—1883, арх. В. И. Шервуд). Активное обсуждение в обществе фасадов здания музея, выполненных в русском стиле, повлияло и на нижегородскую постройку. Если здание музея строилось с учётом сложившегося ансамбля Красной площади, то пассаж стал новой доминантой складывавшегося ансамбля Софроновской площади. Использование в оформлении русского стиля было продиктовано окружающей исторической застройкой, так как рядом располагалось здание старинной Рождественской церкви, так что пассаж Блиновых рассматривался заказчиками в качестве продолжения традиций народной русской архитектуры. Кроме того, напротив возводилось здание новой Космодемьянской церкви (1872—1890, арх. Л. В. Даль), в облике которой были творчески переосмыслены характерные черты древнерусского зодчества.
Огромное для своего времени здание имеет сложное объёмно-пространственное решение и состоит из нескольких литеров. Четырёхэтажный основной корпус, выходящий главным фасадом на площадь Маркина, прямоугольный в плане с изолированными замкнутыми двориками, въезд в которые организован через три проездные арки. Боковые крылья корпуса трёхэтажные, но при движении к склону Дятловых гор их этажность понижается до двух этажей. Здания, расположенные со двора, вдоль склона, также двухэтажные. Внутреннее пространство было сгруппировано вокруг длинных коридоров — галерей.
Монолитный слабо расчленённый фасад главного корпуса был обращён на площадь и стал формировать речную панораму города с Волги. Активный силуэт добавляли высокая кровля с гребнем в середине фасада и два пирамидальных шатра на углах центрального объёма (утрачены), а также шатёр на пониженной угловой части. Центральный объём в два раза превышал общий уровень застройки улицы, но благодаря пониженным боковым частям был органично вписан в панораму. Некоторые элементы убранства здания были заимствованы из византийской архитектуры. Для отделки карнизов, арок, углов использовался лекальный кирпич, изготовленный по специальным рисункам, так называемый «штучный набор». Машикули в мансардном этаже являлись отсылкой к традициям русской крепостной архитектуры.
Парадный фасад отмечен по горизонтали пятью ризалитами, по вертикали — междуэтажными тягами и антресольным этажом и увенчан богатым карнизом. Центральный ризалит венчает треугольный фронтон, на котором изначально располагались часы. Боковые ризалиты завершены парапетными чугунными решётками на кирпичных столбах и парапетными стенками. Плоскости ризалитов и углы главного фасада фланкированы ширинками. Боковой ризалит на правом углу увенчан остроконечным шатром.
А мы идем в сквер имени Маркина —
Площадь Маркина — площадь в Нижегородском районе Нижнего Новгорода. Находится между Рождественской улицей и Нижне-Волжской набережной, напротив здания речного вокзала.
С 1835 по 1918 год площадь носила название Софроновская, по фамилии купца, на месте дома которого площадь была построена. В 1918 году Софроновскую площадь переименовали в площадь Маркина, в честь организатора Волжской военной флотилии Николая Григорьевича Маркина.
Первая водоразборная колонка Нижнего Новгорода —
На улице Рождественская, напротив Блиновского пассажа установлен памятник первой водоразборной колонке Нижнего Новгорода, установленной в XIX веке в Сормове. Колонка установлена в сентябре 2014 года по заказу Водоканала в память о первом в России напорном водопроводе.
В 1835—1839 годах Рождественская улица претерпела значительные преобразования, в рамках которых и была создана Софроновская площадь. Краевед Николай Иванович Храмцовский писал, что в середине XIX века на площади стояли легковые извозчики, в марте и апреле там происходила складка тяжеловесных снастей, а осенью на площади торговали яблоками, арбузами и другими фруктами и овощами. Весь год в те времена на Софроновской площади торговали горшечным товаром и казённой солью в особо обустроенной лавке.
В конце XIX века на площади был открыт «Фонтан благотворителей», построенный в честь нижегородских купцов, оказавших существенную помощь в расширении нижегородского водопровода. В конце 60-х годов XX века Горьковский городской совет депутатов трудящихся принял решение демонтировать фонтан. Руководитель проекта «Рождественская сторона», Александр Сериков считает, что есть три причины демонтажа: «поржавел и постарел, он — пережиток императорской России и не вписывался в концепцию архитектурного пространства пл. Маркина».
С конца 1950-х годов на площади разместилась крупная автобусная конечная для автобусов Сормовского и Автозаводского направления. В 1977 году на площади был открыт новый фонтан, разработанный по проекту Бориса Сергеевича Нелюбина. Фонтан проработал до 2000 года, а в 2007 году был реконструирован.
В 2020 году площадь была благоустроена в рамках подготовки Нижнего Новгорода к празднованию 800-летия. Вновь был благоустроен фонтан, расширена пешеходная часть площади, в сквере установлена цветодинамическая подсветка.
Речной вокзал — комплекс зданий и сооружений для обслуживания пассажиров речного транспорта в Нижнем Новгороде, расположен на правом берегу Оки при её слиянии с Волгой —
Современное здание вокзала было построено в 1964 году архитектором М. И. Чурилиным в стиле функционализм. В здании вокзала были открыты залы ожидания, буфет и подземные переходы к центральной пристани. По форме здание напоминает речное судно. Во время реконструкции 2002—2003 годов к вокзалу по бокам были пристроены полукруглые ротонды. С 2000-х годов в здании речного вокзала располагаются администрация ОАО «Судоходная компания „Волжское пароходство“» и офис туристической компании «ВодоходЪ».
Памятник Героям Волжской военной флотилии —
Летом 1918 года Восточный фронт гражданской войны приближался к границам Нижегородской губернии. В июне 1918 года представители Советской власти, для борьбы с Белой гвардией, начали формирование Волжской военной флотилии в Нижнем Новгороде. На Волге и Каме шли кровопролитные бои, в одном из которых, 1 октября 1918 года, погиб комиссар флотилии Н. Г. Маркин. Поздней осенью корабли возвратились в Нижний, где революционеры, в честь своего комиссара, решили переименовать Сафроновскую площадь у речного вокзала в площадь Маркина. К 60-летию Октябрьской революции в 1976 году был объявлен конкурс проектов на установку монумента, посвящённого подвигам моряков и речников Волжской военной флотилии. Победил проект скульптора Гусева.
А мы вышли на Нижне-Волжскую набережную и следующим постом поедем к церкви Успения Божией матери на Ильинской горе...
Продолжение следует...