Художник по фарфору А. В. Воробьевский.
pailish — 11.12.2025
Среди моих постов о художниках по фарфору нет ни одного русского художника. Надо это дело исправить. Начну с Алексея Воробьевского. Из скудных сведений в Википедии можно узнать, что Воробьевский родился в Забайкальской области в семье железнодорожника. Но это не дает представления о семье будущего маэстро фарфора, а я думаю, что именно в семье закладываются истоки будущего таланта. К сожалению, особых сведений я не нашла, но на сайте Татьяны Никитиной выложены некоторые фото из личного архива семьи, предоставленные внучатой племянницей Воробьевского, Т. Н. Бобышевой.
Ваза на фото высотой 97,5 см — самая крупная, которую расписывал Воробьевский. Ваза создана в 1939 году к 750-летнему юбилею "Слова о полку Игореве". Рассказывают легенду, будто художник не читал поэму, ему лишь сообщили основные ее события. Поверхность вазы делится своеобразными арками на части, и каждая часть расписывается на тему какого-то конкретного эпизода произведения. По еще одной легенде, будто-бы, художник Билибин не поверил в то, что Воробьевский справится с таким заданием, но когда ваза была готова, признал свое поражение.
Алексей Викторович Воробьевский родился 25 февраля 1906 года на станции Танхой в Забайкалье. Название поселка происходит от бурятского Тохой, что означает «излучина, изгиб». Поселок возник в связи со строительством в 1901—1903 годах железнодорожной станции на Транссибирской магистрали. Эта дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург с крупнейшими сибирскими и дальневосточными промышленными городами России, была крупнейшей железнодорожной дорогой мира. До строительства дороги на месте Танхой была дикая тайга, и поезда пересекали Байкал с помощью паромов, а зимой колея прокладывалась по льду озера. После строительства дороги поселок Танхой быстро рос и превратился в центр Танхойской волости.
Прадед художника был, явно, не из мастеровых. На фото прадед Алексея Воробьевского со своим сыном Михаилом, будущим дедом художника.
Кем были дедушка и бабушка Воробьевского, найти не удалось, но они, судя по фото из личного архива семьи, тоже были не из простого сословия.
Отец Алексея Викторовича Воробьевского, Виктор Михайлович Воробьевский, был ревизором той самой Забайкальской железной дороги. Мама художника, Анна Алексеевна Воробьевская, урожденная Садовникова, умерла во время вторых родов в 32 года. В царской России ревизор на железной дороге был важной фигурой, инспектирующей техническое состояние, безопасность и финансовую дисциплину. Гоголевский «Ревизор» ясно показывает, насколько трепетали перед ним чиновники. Реальные чиновники стремились дать взятку и поцеловать ручку. Судя по тому, что отец художника не нажил миллионов, был он человеком честным и бескомпромиссным.
Маленький Алеша рисовал с четырех лет, но мама умерла рано, мачеха мальчиком особо не интересовалась, отец много работал, и повзрослев Алексей ушел из дома. Долго ли, коротко ли, как говорится в русских сказках, Воробьевский попал в Петроград. Недалеко от Питера в Павловске (в то время он назывался Слуцк) была открыта художественная школа для одаренных беспризорников. В эту школу в 1919 году в возрасте 13 лет и поступил Алексей. Он учился в художественной школе в течение шести лет (до 1925 года) и увлекся театральной живописью. По рекомендации своего педагога в 1926 году Воробьевский поступил на работу на Ленинградский фарфоровый завод. Воробьевский был очень одаренным человеком, это увидели на заводе, и ему, тогда еще ученику, дали полную свободу творчества. Уже через год на Международной выставке в Милане две вазы Воробьевского были награждены дипломами.
Уже в самых первых изделиях Воробьевского видна его безудержная фантазия. Кофейный сервиз «Фантастический пейзаж» был расписан на императорской форме конца 19 века в 1929 году. Это одна из первых работ художника для целого сервиза.
Роспись сервиза развивает тему фантастического пейзажа, начатую в тарелке 1927 года. Архитектурная фантазия здесь сочетается с растительным мотивом.
Воробьевский никогда не делал набросков, он рисовал прямо на фарфоре, а когда к нему приставали с вопросами, откуда он берет свои необыкновенные сюжеты, всегда серьезно отвечал: из моих снов. Мальчик, выросший в Сибири, рисовал на фарфоре яркие, красочные картинки южных морей. Этот сервиз «Рыбы среди кораллов» Воробьевский создал в конце 1920-начале 1930-х годов.
Сейчас начальная цена кувшина из такого сервиза на аукционе стоит 25 000 — 30 000 евро.
Воробевский редко использовал литературные сюжеты в своем творчестве. Он предпочитал все сюжеты придумывать сам. Исключения были сделаны только для сказок Пушкина. В 1930-ые годы он создал два сервиза — «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане». Манера росписи Воробьевского довольно необычна, иногда его называют художником-ювелиром. Он любил заполнять живописью почти всю поверхность фарфора, используя при этом уникальную технику: сначала тонким пером наносился контур рисунка, а затем с помощью тоненькой кисточки рисунок заливался разноцветными красками.
В 1936 году скульптор Яковлева создала форму «Тюльпан», которая в последующие годы стала массовой, да и сейчас выпускается большими тиражами. Одним из первых эту форму расписывал Воробьевский, и, несомненно, это оказало влияние на популярность формы. Чайник из сервиза «Арабески».
Во время Второй мировой войны Алексей Воробьевский сам пошел в ополчение, поскольку он был освобожден от службы из-за диагностированного у него туберкулеза. Во время учений ополченцы попали сначала в окружение, а затем в плен. Воробьевский оказался в лагере на территории Латвии. Из лагеря его направили батрачить на хутор в семью учительницы, которой немцами был возвращен хутор. Воробьевский вместе со вторым батраком выполнял тяжелую хозяйственную работу, но зато обедали батраки за одним столом с хозяевами и очень сытно, что помогло ему даже поправить здоровье. Затем Воробьевский попал на Рижский фарфорово-фаянсовый завод, на котором проработал два года. Свои работы на РФФФ он подписывал фамилией В. Еременко, поэтому искать работы Воробьевского периода 40-х годов надо под фамилией Valdemar Yeremenko. Работы этого периода собраны в коллекциях П.Авена и Ш.фон Калмановича. Их можно найти в альбоме Riga Art Ceramics 2009 года.
После окончания войны началось массовое освобождение советских военнопленных и гражданских лиц, угнанных на принудительные работы в Германию и другие страны. Но радость от освобождения сменилась горечью тюремного заключения на родине. Воробьевский 8 месяцев отсидел в Крестах, пока ему не выхлопотали освобождение. Получая справку об освобождении, он услышал: - «Вообще-то тебя следовало....бы....». Эти недосказанные слова долгие годы мучили художника. Он не мог понять, в чем были виноваты перед страной безоружные ополченцы, большинство из которых составляли больные и пожилые люди. Рассказывают, что художник расписал ряд тарелок на тему войны: на фоне фантастических пейзажей пауки пожирали людей. Тарелки лежали возле стола мастера. и он не отдавал их на обжиг. Но потом смыл все рисунки скипидаром. На вопрос: почему? он ответил, что искусство должно нести людям только красоту. Но способность снова создавать красоту вернулась в Воробьевскому только в 1947-1948 годах, когда он увлекся русским лубком.
В 1957 году Воробьевский создал сервиз «Русский лубок», в которой, как написано в аннотации «сочная по колориту, эмоционально насыщенная роспись отражает радость мироощущения веселой народной карусели с фигурками коней, петухов, сказочных птиц и диковинных цветов ярмарочного балагана». В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе авторы формы и росписи (А. Яковлева и А. Воробьевский) этого сервиза были награждены золотыми медалями. Авторская работа хранится в коллекциях Эрмитажа. Подобный сервиз хранится также в Международном центре керамики в Фаенце (Италия) и других крупнейших сокровищницах культуры. Этот сервиз выпускается на ИФЗ до сих пор.
Изделия Воробьевского по народным мотивам оригинальны и свежи и в наше время. Этот графин, так называемый, «куманец», выпускается с 1954 года. Графин выполнен в форме фантастической птицы мастером Криммером и расписан Воробьевским. При наливании воды в графин, он издает звуки, отдаленно напоминающие птичьи.
Кружка «Молоко». Скульптор Данько, художник Воробьевский. 1960-ые годы.
Удивительно, что хотя работы Воробьевского не особенно вписывались в советскую эстетику, ему позволялось создавать то, что он хотел. Говорят, что даже на работу он мог приходить тогда, когда ему заблагорассудится. Он любил прогуляться перед работой, и опоздавший мог пристроиться к нему и пройти через проходную без нареканий. Но и работоспособность Воробьевского была феноменальный. Однажды директор завода решил перевести живописцев на сдельную оплату труда. Воробьевский сделал за месяц столько, что ему пришлось выплатить баснословную сумму по тем временам, и директор свой эксперимент отменил. Говорят, Воробьевский был наивным, доверчивым, очень чистым человеком и очень любил свою жену, которую называл «Галинька». Воробьевский женился поздно, в 46 лет. Галинька была медсестрой из медпункта завода имени Ломоносова. Сведений о ней очень мало, хотя жена была его добрым ангелом и музой. Лечила его, ухаживала, взяла на себя весь быт и делила с ним все радости и горести.
Сказочные и фантастические сюжеты были у Воробьевского особенно хороши.
«Корабли и башни» роспись Воробьевского 1980 годов. На ней изображены причудливые башни и проплывающие между ними сказочные корабли.
Одной из любимых тем Воробьевского был театр. Многие его работы, особенно более ранние. очень театральны. Одна из самых значимых его работ на театральную тему — «Русский балет». Сюжет росписи был вдохновлен балетными спектаклями «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже в начале 20 века.
Воробьевский выполнял заказы на дипломатические подарки главам государств., так, сервиз «Голубой вечер» в 1980 году был подарен президенту США Рональду Рейгану.
Воробьевский восхищался южной природой, каждый год ездил отдыхать только в Сочи. Он любил нарядно одетых женщин, а вот любительниц неброской одежды называл "мышками". Говорят, что до войны у мастера была собрана большая коллекция старинных открыток с видами разных европейских городов, благодаря которой он знал достопримечательности этих городов во всех подробностях, хотя никогда там не бывал (кто бы отпустил из СССР такое сокровище). Он любил красоту и создавал ее. Каждая чайная и кофейная пара Воробьевского — произведение искусства.
Современные художники ИФЗ черпают вдохновение из росписи Воробьевского. На создание сервиза «Фантастические бабочки» (или «Золотые бабочки») Анну Носову вдохновила авторская роспись чашки Воробьевского. Носова много лет проработала с маэстро и досконально изучила его манеру росписи.
«Пестрые бабочки» Воробьевского
В росписи сервиза «Золотые ветви» тоже использованы мотивы росписи Воробьевского
|
|
</> |































Принципы работы системы поощрений в ресторанах
"Они заходят, будет жарко!"...
Как создавали робота Робогозина для «Кибердеревни» (2023 - 2025)
Нейросеть впервые провела хакерскую атаку!
Четыре из ларца, одинаковых с рыльца...
Тексты песен работают как магические заговоры
Актриса Светлана Жгун: от славы до трагического одиночества...
Покидая осеннюю Москву.
Дорогой мьсе Векерлен!

