Ошибочная информация в моей книге

Там, со ссылкой на Василия Розанова (Розанов В. В. Русские могилы // Собрание сочинений. т.3. В темных религиозных лучах. М., 1994, сс.192 – 252), было сказано:
Во время переписи населения, проходившей в 1896 г., нужно было заполнить два листа с вопросами. Первый лист был надписан буквой “А”, второй – “Б”. Нашлись умники, которые “разгадали” тайный умысел переписчиков: “А” – это “антихристов”, “Б” – “Божий”. И ради того, чтобы не быть занесенными в “антихристов” лист, они готовы были идти на смерть. В итоге под г. Терновцами зимой 1896 г. заживо закопали себя несколько десятков старообрядцев – из нежелания участвовать в переписи, которую они сочли “печатью антихриста” .
***
Как оказалось, дело было не в Терновцах, а под Тирасполем.
И мотив отказа от переписи был таков: при заполнении опросного листа надо записать себя или раскольником - и тем похулить свое благочестие или православным, что равносильно отречению от своего исповедания.
Впрочем, и вариант про листы А и Б (Лист А. - для крестьян; лист Б - для горожан. - с. 72, примечание) тоже имел место. Но скорее всего не в тех же местах и не в той общине.
Подробное изложение этих событий см.
И. Громогласов. Третий Всероссийский миссионерский съезд: (Факты и впечатления)» // Богословский вестник 1897, № 10, начиная со стр. 60.
https://azbyka.ru/otechnik/books/file/27754-%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4-%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
***
И опять в тему любого паззла богословски авторитетных цитат на любой вкус. Когда пришла пора засыпать в могиле 9 еще живых добровольцев, некий Федор Ковалев отказался это делать, поняв, что совершает убийство. "Матушка Виталия" пояснила ему, что это не грех, так как в Библии есть рассказы о праведных убийствах - случай со священником Финеесом (Исх. 6,25). Убеждение подействовало, и Ковалев закопал свою жену с двумя детьми (с. 73). В феврале он закопал свою мать, сестру и брата, но сам он остался жить, и потом давал показания.
***
Оказалось, миссионерский съезд проходил довольно живенько:
Члены съезда посетили местную психиатрическую больницу, где содержались Кондрат Малеваный (основатель "малеванщины") и Степан Чекмарев - "психопаты-параноики" (с. 34). В Казанском доме умалишённых Малеваный содержался до августа 1905 года.
А в докладе Кальнева про тираспольских самоубийц (зимой 1896-97 годов 25 человек закопали себя заживо из страха перед переписью) «живости и сил впечатления не мало содействовало и то обстоятельство, что доклад сопровождался демонстрированием фотографий самих заживо похороненных» (с. 57).
Громогласов говорит, что «съезду намечалась задача указать на необходимость в интересах охранения общественно-государственного порядка применения к некоторым из сект мер и способов воздействия, уже выходящих за переделы компетенции духовной миссии» (с. 31)
Товарищ председателя съезда по отделу расколоведения проф Н.И. Ивановский это обосновал:
«Если сектанство справедливо называют тяжелой и упорной болезнью, то настоящий съезд вполне уместно сравнить с консилиумом врачей. Известно, что при болезнях эпидемического характера необходимо применение мер предосторожности: оздоровление местности, разобщение больных от здоровых. Врачи для достижения целей оздоровления обращаются к содействию учреждений и лиц, облеченных правом и обладающих средствами проводить в исполнение требование общественной гигиены» (сс. 24-25).
В. М. Скворцов, делопроизводитель съезда, чиновника особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода: «Долг миссии - показать государственной власти, предостеречь стражей отечества, что сектантство представляет собой в государственном отношении горючий материал, способный играть на руку врагов Церкви и отечества… Либеральные друзья сектантства и враги православной России верно разсчитывают, что эта школа сектантского своеволия с течением времени должна подготовить им из народной среды верных союзников в деле осуществления "безумных мечтаний" наших конституционалистов. Кто устоит в неравном споре - это вопрос воли Божией» (сс. 29 и 27).
Монархия все же не устояла… Значит, воля Божия была не со «съездом миссионеров» и их Правительствующим Синодом. Значит, они миссионерили против воли Божией, хотя и от имени Бога?..
А «воля Божья» вынесла Скворцова из России в ходе Гражданской войны, и свои дни он доживал в Сараево…
Профессор Ивановский умер в 1913 году, а вот его сыну Кириллу пришлось уходить с отрядом (бандой) барона Унгерна; его дважды приговаривали к расстрелу, умер своей смертью в тюрьме Омска в 1942 году…
Илья Громогласов стал священником после революции, в 1922 году. Потом были аресты, лагеря и расстрел в 1937 году. И канонизация как священномученика в 2000-м.
Он был честным человеком, а не «тотальным апологетом». «Как над дверями дантовского ада, над современной духовной школой могла бы быть водружена надпись, предупреждающая о безнадежности, по крайней мере – для большинства вступающих в нее, выхода к иным светлым сторонам жизни». – писал он в 1906 г. в журнале «Богословский вестник» (№ 3, с. 581). В 1911 его уволили из Академии «за прогрессивные взгляды», выраженные им в газетных публикациях.
В общем, многим участникам того съезда довелось на себе испытать те меры, которые они предлагали и одобряли для других.
|
</> |