Осетинский Дед Мороз — Митын Дада
selyanka1 — 29.12.2023
Если бы еще несколько лет назад осетин спросили, как называется их
Дед Мороз, они бы, наверное и не поняли, потому что их древние и
почти в последнее время забытые традиции зимних
новогодне-рождественских праздников были связаны c солнцем и
Артхуроном – божеством огня в осетинской мифологии. Арт – огонь,
хур – солнце, то есть Артхурон означает "солнечный огон"» или Огонь
Солнцевич (Огонь, сын Солнца).
И соответственно, праздники характеризовались специальным
угощением - круглым ритуальным пирогом Артхуроном
в виде солнца с монеткой внутри, которым нельзя было угощать
гостей, его ели только члены семьи.
Но в стране случилось нашествие Дедов Морозов. В каждом регионе
пытались придумать что-то свое, придав новогоднему персонажу
местный этноколорит. Так в Осетии появился Митын Дада (Снежный
дедушка)
Митын Дада – персонаж из национальных легенд, но
появился он только в первой половине XX века и именно с Новым годом
первоначально никак не был связан. Сейчас пo легенде этот
суровый, но по-своему добрый и справедливый волшебник живет высоко
в горах, никакой резиденции для встречи гостей не имеет,
практически ведет жизнь отшельника и только раз в году
спускается к людям на торжество, чтобы подарить подарки или
исполнить желания, а заодно узнать самое главное: помнят ли дети
историю своих предков, слушаются ли родителей, какие у них успехи в
учёбе, насколько хорошо они себя ведут.
Одевается осетинский дедушка как настоящий горец: белая папаха
(уæлдзарм худ) – вместо шапки, белая бурка (уселседарсен нымсет)
–вместо шубы, вместо валенок – æрчъиаг дзабыртæ (зимние сапоги),
вместо посоха – деревянная трость. Борода и тулуп у Митын Дада тоже
белые. На тулупе голубые вставки и газыри (вместилище для пороховых
зарядов). Папаха, борода и бурка из овечьей шерсти – основные
атрибуты одежды мага-дарителя, а другие элементы могут отличаться.
Так, например, тулуп заменяется на черкеску.
Но давайте сначала о местных традициях поговорим, они Новым годом
совсем никак не ограничиваются
В самом конце декабря в ночь со сpеды на четверг в Северной Осетии
празднуют Цыппурс, который открывает собой череду зимних праздников
аланов. По древним еще языческим традициям огнепоклонников это
праздник нового рождения Солнца и разворота к весне, возвращения
света и тепла после зимних холодов.
- Примерно через неделю после празднования Цыппурса, когда на
небе появлялся новый месяц, отмечается Ног бон. В переводе с
осетинского это дословно означает "Новый день", что является
своеобразным аналогом Нового года, - рассказывает заместитель
министра культуры Северной Осетии, старший научный сотрудник отдела
фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и
социальных исследований им. В. И. Абаева Залина Кусаева. - Таким
образом, в календаре аланов один за другим, с перерывом в несколько
дней, идут два праздника - Цыппурс и Ног бон. Но уникальным в нашей
этнокультурной традиции является еще и то, что в Осетии празднуют и
христианское Рождество, и общепризнанный Новый год, а также
проводят древние национальные торжества зимнего цикла.

Цыппурс и Ног бон не случайно отмечаются в ночь со среды на
четверг, потому что именно четверг, в соответствии с традиционными
верованиями осетин, считается Днем Всех Святых (не путать с
католическим праздником и американским Хеллоуином!), когда
пробуждаются самые разные мистические силы. Носят они отнюдь не
зловещий, а, наоборот, добрый характер.
Как раз в это время и приходит Митын Дада - "Снежный
дедушка".
Он не только приходит в дома людей, но и расспрашивает, кто
как вел себя целый год, и дарит подарки. Несмотря на большую
схожесть с традиционным Дедом Морозом, Митын Дада отличается ярким
местным колоритом. На голове у осетинского "Снежного дедушки" белая
папаха, а на грудь ниспадает седая борода. Белого цвета и тулуп на
нем, но с голубыми вставками. На ногах - не валенки, а сапоги. В
руках - не посох, а ветвистая трость из дерева. Спереди на тулупе
нашиты газыри, подчеркивая кавказские мотивы.

- Когда Митын Дада входит в помещение, то впереди себя он
бросает зерна пшеницы, которые символизируют добро и достаток, -
рассказывает руководитель аниматорской группы "Альпина" Залина
Короева. - Затем он расспрашивает, кто как себя вел целый год, но
просто так подарки не раздает и может потребовать проведения ирата
ерш каныш - то есть соревнования джигитов. И только потом вручает
призы победителям. Но, как вы понимаете, без гостинца никто не
остается, даже те, кто проигрывает. Сейчас осетинского Митын Дада
на корпоративы и детские утренники приглашают примерно на 60
процентов чаще, чем привычного всем Деда Мороза.

А еще - не менее важным героем Цыппурса и Ног бона является
Солнце. Его олицетворяет костер. Ведь задача людей на этих
праздниках - помочь светилу набраться сил и вернуться. А вместе с
собой принести весну и тепло. Поэтому во дворе домов часто
зажигается костер, вокруг него водят хороводы, через него прыгают.
На его углях принято жарить бараний жир и приговаривать: "Как шипит
этот жир, пусть так же весело пройдет весь этот год". И еще: "Пусть
все зло останется в огне, а к нам придет только добро".

По традиции в дом принято заносить щепки (по числу членов
семьи в доме) - они олицетворяют свет и достаток, а также большое
полено, которое кладут в камин и зажигают как символ тепла в семье
на весь будущий год. Но сейчас эту традицию соблюдают реже -
настоящий дровяной камин есть далеко не в каждом доме.
Зато пирог Артхурон на Ног бон пекут обязательно. Его начиняют
или мясом, или сыром и бараньим жиром - чтобы был сытный.
Запекают в нем и разные предметы, которые символизируют счастье и
благополучие - монетки или украшение. И каждому в его кусочке
пирога достанется что-то особенное. Главное - есть аккуратно.
Среди праздничных ритуальных блюд самым важным считался большой
круглый пирог Артхурон. Во время выпечки в него клали монету,
зерна, шерсть. Затем пирог делили на несколько частей по числу
членов семьи. В зависимости от того, что попадало членам семьи,
было ясно: если монета, значит, богатый жених или удача новом
году, если зерна, год будет богат хлебом, пучок шерсти – много
скота.
Но перед тем как вся семья садится за стол, существует
традиция покормить домового - чтобы весь год он был добрым и
помогал хозяевам. Делается это просто: из комнаты, где находится
уже накрытый стол, все выходят минут на пять-десять, давая
возможность домовому попробовать каждое блюдо, и только потом
возвращаются и начинают трапезу. Причем не важно, оказались ли
надкусаны угощения или нет - главное, что потустороннего
покровителя дома пригласили их отведать.

- Еще одним элементом празднования в Ног бон является веселый
ритуал, который называется хадзаронта, - рассказывает руководитель
фольклорного этнографического ансамбля "Кубады" Миральда Габанова.
- В переводе это означает "ряженые домочадцы" и представляет собой
небольшое театрализованное представление, похожее на колядование,
которое соседи устраивают друг для друга. "Гости" наряжаются в
костюмы оленя и медведя и приходят к хозяевам дома с пожеланиями
добра, счастья и достатка. Все делается в шутливой и веселой форме.
Задача представления - не получить от хозяев побольше угощений, а
передать им максимальное количество добрых пожеланий на будущий год
и таким образом благословить семью от имени окружающих и ввести ее
под покровительство высших сил.
Примечательно, что в Осетии до сих пор ведется некая не особо
оживленная дискуссия, нужен ли Снежный дед Митын Дада, если есть
свой собственный древний персонаж Новый день - Ног бон. И иногда
эти два героя начали появляться вместе, Ног Бон как спутник Митын
Дады. Вот здесь они вместе
По словам Миральды Габановой, гости обязательно должны по
традиции прокричать такие слова: "Желаем, чтобы ваш мужчина убил
оленя, а женщина родила сына". А взамен от хозяев требуют "кусочек
печенья". Затем, во время проведения хадзаронта, один из гостей
якобы внезапно "заболевает" и ложится на пол. Вылечить его могут
только угощения хозяев. Обычно это яблоки и конфеты.
Интересно, что упоминания о елке во время празднования
Цыппурса и Ног бона в осетинских источниках нет. Появление
вечнозеленого дерева - новшество уже нынешнего времени,
которое показывает смешение у разных народов известных культурных
традиций.
Вот такой вот сейчас этнический осетинский Новый год -
продукт интересного культурного обмена и культурного
взаимодействя. Следствие всероссийского Нашествия Дедов
Морозов.