Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8
elika — 25.11.2023 Режиссёр Андрей Смирнов вполне мог бы построить успешную карьеру в советском кинематографе. Во второй половине прошлого века он снял несколько удачных картин и заслужил уважение и среди коллег, и среди любителей кино. А главную народную славу ему, конечно же, принёс трогательный «Белорусский вокзал». Но всё испортил один эксперимент, на который Смирнов пошёл абсолютно сознательно: после «Белорусского вокзала» режиссёр снял фильм под названием «Осень», который по своему сюжету оказался неугоден советской власти. Как результат — картина режиссёра пусть и вышла в прокат, но не получила должного распространения: фильм начали показывать ограниченно, а потом и вовсе положили на полку. А сам Смирнов по воле высших политических руководителей оказался в «режиссёрском бане» на долгие годы. Вот как это было......В новой картине Андрей Смирнов хотел наиболее полно отразить те проблемы и спорные вопросы советского общества, которые другие люди даже боялись обсуждать вслух. Главные герои фильма в лице Натальи Рудной (Саша) и Леонида Кулагина (Илья) знают друг друга с детства, но в определённый момент, увы, их пути разошлись. Илья женился, но несчастлив в браке, а у Саши была похожая ситуация, правда, к моменту встречи со своим старым знакомым она уже успела развестись. Случайно встретившись, Саша и Илья поняли, что между ними промелькнула искра. И вот, забыв обо всём, они решают на неделю арендовать комнату в избе одного из далеких сёл. Там они днями напролёт занимаются любовью, отдыхают и наслаждаются жизнью... Фильм как бы намекает, что нет ничего постыдного в следовании своим чувствам и желаниям, даже если дома тебя ждёт семья. И такой вот посыл, конечно же, совершенно не входил в концепцию советского мироустройства.
В «Осени» Смирнов разрушил сразу несколько фундаментальных принципов, на которых строилась вся советская жизнь. Во-первых, он излишне романтизировал измену, подав её зрителю как нечто хорошее. Во-вторых, режиссёр поставил на первое место любовь, чувства и отношения между людьми, а не верность партии или следование общепризнанным идеалам. В-третьих, в фильме затрагивается проблема деторождения. Главные герои относятся к ней просто и легкомысленно. Для советской власти транслирование подобных ценностей было, само собой, недопустимо.
И, разумеется, не устраивала цензоров и откровенная постельная сцена любовников. Сейчас она выглядит достаточно целомудренной, но не по меркам кино СССР. Чиновники увидели в фильме «пропаганду секса и внебрачных связей». Даже было специальное заседание расширенной коллегии Госкино СССР и Союза кинематографистов, где фильм Смирнова, увы, не пощадили. Много лет спустя, правда, известный кинокритик Сергей Кудрявцев искренне недоумевал, почему обнажённые тела, деликатно завёрнутые в простыни, так напугали тех, кто решал судьбы произведений искусства? Ведь, на самом деле, в этой очень сильной мелодраме не было даже отдалённого намека на «порнографию».
В отличие от большинства картин подобного плана, «Осень», как уже было сказано, всё-таки вышла в прокат. Но при этом власти сделали всё возможное, чтобы этот фильм не получил массового распространения и не завоевал популярность. В некоторых республиках его и вовсе запрещали. А в большинстве кинотеатров детище Смирнова специально крутили в неудобное для зрителей время. Ну, а потом просто положили на полку.
«Меня просто вызвали к Сизову и приказали: "Вот это, это, то и ещё вон то — вырезать". Я снимал картину три месяца, а сдавал, кажется, семь, причём от меня до последнего требовали убрать кульминационную сцену в пивной, без которой всё остальное становилось бессмысленным. Я понял, что дальше отступать некуда, и написал три отчаянных письма — в ЦК КПСС, в Союз кинематографистов и в Агентство по авторским правам. Как ни странно, это помогло. Меня снова вызвали, и Сизов сказал: "Ну вырежи из неё хоть что-нибудь!" Я не тронул ни кадра, а написал, что выполнил указание. Никто этого не заметил, но всё равно я получил по полной: в Москве картину не выпустили, на Украине запретили, Свердловский обком снял с проката. Никакой рекламы, ни одной рецензии. Как будто фильма не было», — рассказывал Андрей Смирнов.
Фактически показ жестокой правды жизни стоил советскому режиссёру его карьеры — ему вынесли запрет на съёмки новых работ. И за последующие годы существования СССР Смирнов не снял ни одного фильма. Свой следующий фильм он снял почти через тридцать лет. Но перемены во времени и всей нашей жизни позволили ему раскрыться и как актёру (лучшая роль — писатель Иван Бунин в картине режиссёра Алексея Учителя «Дневник его жены», снятой в 2000 году). А как режиссёр Андрей Смирнов взял несколько престижных кинопремий за фильм «Жила-была одна баба» (2011).
...Если по каким-то причинам вы не смотрели этот удивительно сильный фильм, непременно сделайте это. Там потрясающий финал: герои вернулись в свой большой город, и они снова порознь, но эти семь незабываемых дней продолжают владеть ими. Звучит прекрасная музыка Альфреда Шнитке — тот же ритм, та же страсть. И, расставаясь с «Осенью», ты остаёшься в волнующем неведении: а что же дальше? Любовь победит, да? Или всё останется, как есть? Авторы оставляют вопрос открытым, и каждый из нас может дописать эту историю по-своему...
Это был восьмой выпуск моей "Осенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
</> |