Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный)
elika — 27.11.2024 Последний осенний выпуск рубрики будет посвящён истории создания фильма, который мог бы запросто стать или триллером, или даже фильмом ужасов, но в итоге получился ироничным, приключенческим и даже в какой-то степени мелодраматическим. И ещё вмиг разлетевшимся на афоризмы и цитаты. Сегодня поговорим о том, как снимался фильм «Формула любви» Марка Захарова.Для начала о том, почему фильм запросто мог стать настоящим триллером. Дело в том, что в основу сценария легла небольшая повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро», что была серьёзно переработана самим Захаровым и его постоянным сценаристом Григорием Гориным. Толстой, изначально давший своему произведению загадочное название «Лунная сырость», безо всякого сожаления обличал тягу российского дворянства к оккультизму и мистицизму. У Толстого Калиостро – злодей и аферист, пользующийся наивностью и маниловщиной провинциальных аристократов. В общем, используй Захаров оригинал, мы бы вполне могли увидеть или триллер, или настоящий ужастик. Однако Горин, оставив фабулу и основных персонажей, добавил юмора и лёгкости и превратил довольно мрачный текст в нечто вроде плутовского романа. Его граф Калиостро получился романтиком с принципами, совершившим в итоге благородный поступок.
Второй режиссёр картины Юсуп Даниялов вспоминал:
«Сложно было найти исполнителя роли Калиостро. Драматург Григорий Горин видел в этой роли Олега Янковского, но артист из суеверия отказался играть экстрасенса — не хотел связываться с мистикой. Я лично носил сценарий Никите Михалкову. С его выразительными глазами можно было играть Калиостро, но Никита Сергеевич не смог сниматься из-за занятости».
Поиск закончился, когда Марк Захаров посетил спектакль грузинского театра, гастролировавшего в Москве, и увидел актёра Нодара Мгалоблишвили. В гримёрку к артисту Захаров пожаловал вместе с министром культуры Грузии. Но Нодар недоумевал: мол, как играть, у меня же акцент? «Ничего, мы вас переозвучим», — настаивал режиссёр. И в фильме за Мгалоблишвили говорит Армен Джигарханян. Семён Фарада, тоже, как мы знаем, сыгравший в картине, шутил: только в русском кино такое возможно, чтобы итальянского мистика играл грузин, а озвучивал армянин! :)
Композитор Геннадий Гладков, написавший музыку и песни к фильму, рассказывал:
«Съёмки фильма сразу же начались со сложностей, словно сам Калиостро был против. Первым "под раздачу мистики" попал исполнитель главной роли — Мгалоблишвили. Ему выделили номер в московской гостинице. Нодар сидел на подоконнике распахнутого окна и пел (а громко петь он любил). Засмотрелся на незнакомую барышню, которая остановилась его послушать, вывалился из окна и сломал ногу! Какой же чародей на костылях? Нодар уверял, что виноват во всём сам Калиостро. Марк Захаров решил продолжать съёмки вопреки "злым силам и чертовщине". Нодар садился верхом на рабочего, который на четвереньках возил его во время съёмок, потому что по сценарию граф должен был спокойно двигаться….»
Следующей жертвой «тёмных сил» оказался актёр Александр Михайлов, сыгравший провинциального помещика Алексея Федяшева. Требовалось прыгнуть из окна прямиком в седло лошади, и артист отказался от каскадёра. Но с непривычки приземлился неудачно и на несколько дней вышел из строя. Но и на этом злоключения не закончились. Дочь режиссёра, актриса Александра Захарова, игравшая, как мы помним, деревенскую девку Фимку, на съёмках случайно сломала большой палец на ноге, но, превозмогая боль, всё равно прекрасно двигалась и танцевала.
А Александр Абдулов и вовсе мог погибнуть. Когда снимали проход кареты, запряжённой лошадьми, Абдулов, как и Михайлов, захотел ею управлять без каскадёра. Новдруг лошади понесли, карета перевернулась и упала в овраг. На площадке повисла гробовая тишина. Все подумали о самом страшном. «Саша, Вы живы?!» — крикнул в рупор Захаров. «Жив!» — Абдулов выбирался из кустов невредимый, только ушибся. Оказывается, вожжи были слишком длинными и неудобными, и актёр на ходу намотал их на сапог. Когда же лошади понесли, то мгновенно среагировал и скинул сапог с ноги, этим и спасся.
Кстати, Абдулов буквально напросился в этот фильм, едва прочитав сценарий Горина. Нужно сказать, что изначально там для него не было вообще никакой роли. Но Горин в ответ на упрашивания Абдулова добавил Жакоба, одного из слуг Калиостро, вот так в «Формуле любви» и появился Абдулов. Некоторые эпизоды актёр придумал сам — например, момент, когда он снимает лохматый парик и обещает вернуться к Фимке «совсем другим».
Но и этого Абдулову показалось мало. Вместе в Семёном Фарадой они предложили вставить в сценарий неподражаемую песню на «итальянском» языке — всем известную «Уно, уно, уно уно моменто», слова и музыку для которой придумал композитор Геннадий Гладков. Никакого смысла в ней, конечно же, нет — брались просто отдельные итальянские слова, которые можно было зарифмовать, но цензоры потребовали перевода. Тогда Гладков состряпал следующее: «Прекрасная женщина, море, верить, петь, подари мне мгновение, самое прекрасное». Абдулов же в кадре и вовсе выдал полную ахинею про «бедного рыбака», где в конце «все умерли». Пел в фильме, кстати, не Фарада — у него не было ни слуха, ни голоса. Его партию исполнял сам Гладков:
«"Уно, уно, уно, ун моменто!" не предполагалось в сценарии. Но меня уговорили Фарада и Абдулов: мол, напиши нам песню. Я подумал: раз герои — итальянская свита Калиостро, петь они должны что-то итальянское. Попросил знакомую преподавательницу иняза написать итальянские слова. Потом их зарифмовал, получилась незатейливая песенка. Захаров распорядился, чтобы под неё снимали дуэт Абдулова и Фарады. Времени было в обрез, а у Семёна никак не получалось. Тогда я спел с Абдуловым вместо Фарады, оказал, так сказать, скорую помощь».
Вышеупомянутая «мистика» не вредила только Леониду Броневому и Татьяне Пельтцер. Коллеги шутили, что эти глыбы даже нечисти не по зубам. «Старички», как называли их в группе, вместе со звукооператором Юрием Рабиновичем во время съёмок ночи напролёт пили кофе и резались в преферанс на деньги и много курили. Ночами в их номере не гас свет. Но наутро артисты всегда вовремя появлялись на площадке. Пельтцер, правда, всё время продувала, но увлечение своё всё равно не оставляла, а из-за этих ночных посиделок Броневой постоянно был не выспавшийся, а оттого – не в духе. Но его герою, провинциальному доктору, такая меланхоличность только шла на пользу :)
Азартные увлечения пожилых актёров кажутся весьма невинными, если вспомнить, что творилось на съёмочной площадке при выключенных камерах. Организатором кутежа для более молодой части актёрского состава почти всегда выступал Александр Абдулов – к примеру, он мог посреди ночи перебудить всех, чтобы отправиться на рыбалку.
Рабочие посиделки устраивать было крайне легко, ведь вся группа изначально проживала в одном общежитии в подмосковном городке Барыбино, где и проходили съёмки. Однако вскоре актриса Елена Аминова, которая в «Формуле любви» исполнила роль ассистентки графа Калиостро, решила перебраться в деревню неподалеку. Её приютила пожилая чета, а вскоре им пришлось обустраивать койко-места для двух поклонников красавицы Аминовой – Фарады и Абдулова. Те так старались обратить на себя внимание актрисы, что в одну ночь осыпали всю её кровать цветами, которые обрезали в саду у местных. Кстати, в реальной жизни ассистенткой Калиостро была Лоренца Феличиани — первая красавица Рима, которую он соблазнил (как считается, не без помощи своих гипнотических способностей) и заставил выйти замуж за себя. Она принимала участие во всех его «сеансах волшебства» и шептала дамам света, что ей на самом деле 60 лет, но она знает секрет вечной молодости. Правда, потом дала в суде показания против мужа-колдуна, и его приговорили к пожизненному заключению.
А нежную и трепетную Марию — главную героиню, спутницу Калиостро — должна была играть, по замыслу режиссёра, Елена Валюшкина, которая к тому моменту только-только окончила Щепкинское училище. Однако строптивая девушка, уже изведавшая вкус славы (её снимал Юрий Чулюкин в фильмах «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым»), не собиралась нарушать своих планов — она хотела в отпуск. И её даже пришлось уговаривать. В итоге роль в картине Марка Захарова надолго стала визитной карточкой Валюшкиной.
Экспертом по «мистическим трюкам» на съёмках выступил иллюзионист Шаг-Новожилов, но по ходу съёмок стало ясно, что его фокусы на практике трудновыполнимы. Например, надо было, чтобы свечки от взгляда Калиостро разом погасли. Шаг-Новожилов хитро сказал, мол, я покажу этот трюк на одной свечке, а на съёмках будете делать сами. Взял свечку, в ней прожёг раскалённой спицей отверстие, туда вставил фитиль, зажёг его и вытащил снизу. И как только фитиль утоп в воске, он, соответственно, погас. Но это одна свечка. Но на съёмках-то требовалось, чтобы одновременно погасли шесть свечей! Попробовали — по методике иллюзиониста погасить такое количество одновременно не получилось. Тогда просто взяли огромную фанеру и в нужный момент во время съёмок за кадром с силой ею махнули, и вот тогда только свечки одновременно погасли. А потом стояла задача, чтобы сама собой закрывалась и открывалась дверь. Тоже сначала какие-то приспособления пробовали, но в итоге просто поставили человека, он смотрел на актёра и по его глазам тот понимал, когда надо дверь толкнуть. В общем, никакой особо магии и не потребовалось :)
«Формула любви» получился яркой приключенческой комедией, смесью тонкого юмора с философскими намёками и символическим смыслом. Получился фильмом, который одновременно рассказывает о любви, целях в жизни, смене убеждений. Картина пропитана талантом, остроумием и доброй мудростью. Пожалуй, в этом и есть формула нашей долголетней зрительской любви к нему.
Это был десятый (финальный) выпуск моей "Осенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
А теперь – внимание! В пятницу, 29 ноября, не забудьте заглянуть в мой блог и поучаствовать в итоговой викторине по мотивам всех 10-ти выпусков «Осенней лИСтКУССТВенницы». Викторина, конечно же, будет хоть и с небольшими, но приятными призами. Не пропустите! А итоги подведём на следующей неделе. Так, думается, у вас будет достаточно времени вспомнить (а при необходимости и перечитать) все осенние выпуски, а значит — больше шансов правильно ответить на вопросы викторины и получить памятные призы :)
|
</> |