Осеннее откровение
Сообщество «ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ» — 08.11.2013Осеннее откровение.
По окнам бегут бесконечные слёзы дождя. Пасмурно, ветрено, зябко. Именно в такие ненастные дни, бывает, не в унисон погоде душа поёт и радуется. Чему? А многому. Как хорошо, что у тебя тепло и уютно в доме. В непогоду нет работы во дворе и в саду, и ты блаженствуешь, не терзая себя мыслями о своей лености, неспособности сделать вовремя хотя бы часть задуманного.
В ясные солнечные дни, когда нужно работать, а ты не можешь, на душе становится тяжко и тоскливо оттого, что все эти недоделки с укором смотрят на тебя, грустные, обиженные, ожидающие твоего порыва, выхода из состояния застоя и расслабленности.
В саду, согнувшись от вчерашней влаги, плачут ветви с плодами унаби. В журнале писали, что ягода эта — клад витаминов. И вот оказывается, что столь полезный фрукт мало интересует хозяйку. А ведь как вглядывалась в первые, только что распустившиеся листочки: есть ли там хотя бы намёк на невзрачные зелёные шарики, в которых зарождаются плоды? Уже август, а ершистых комочков всё нет и нет. И вдруг в один день куст ожил, покрывшись светло-зелёными ёршиками. Да сколько их! Неужели из каждого получится плод? Продолговатый, вначале молочного цвета, затем в рыжую крапинку, а совсем созревший — светло-коричневый.
Наполнив карманы блестящими толстенькими пульками, идёшь в огород. Перед уборкой надо очистить почву от сорняков и по возможности сжечь их. От усталости ноет спина, хочется присесть. Что-то приятное вертится в голове... Но что? Что такое должно быть наградой за труд, за то, что ты нашёл в себе силы справиться с работой, далеко не лёгкой в твои годы. Ах вот оно что! Нежно скользящие между пальцами продолговатые ягоды, которые в быту называют китайскими финиками.
Вот она, желанная, почерневшая от времени скамья, грубо сбитая из неотёсанных толстых досок. Шатается уже от старости, шляпки гвоздей выпирают по краям. Но зато ши- рокая, не пожалел дед материала, - удобная, как никакая новая; ноги не свешиваются, а легко стоят на земле, освободившись от груза тела.
Просто сидеть и отдыхать — приятно и легко, а вот ещё и лакомиться дарами осени — двойное удовольствие. Кожица на финиках тонкая, упругая. Придавишь зубами — и раздаётся глухой короткий хруст. Мякоть у этого фрукта нежно-белого, чуть-чуть зеленоватого цвета. Кислоты совсем нет, но сладости немного, поэтому он не приторный. Сидишь, хрустишь в удовольствие, тщательно обгрызая твёрдые, почти деревянные косточки.
Размечтавшись, спохватилась... Всё это было прошлой осенью. А нынче из-за болезней и вовсе не жизнерадостного настроения забыты такие чудесные на вкус и на ощупь нежно-зелёного цвета плоды. Собрать их надо было ещё месяц назад. И вот они, мокрые, холодные, ждут своего часа. Как у Некрасова:
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она...
После таких раздумий и упрёков себя в лености ( не делай скидки на свои болячки, не настолько уж они тяжкие, чтобы ягоды не собрать) сразу созреваешь сам, как эти малоизвестные в нашей местности фрукты. Только бы выглянуло тёплое (уже не жаркое!) осеннее солнышко — и дело будет сделано.
А назавтра, как по заказу, яркое, солнечное утро. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка! Похожая картинка напомнила Лермонтова: притаилась где-то в уголке души романтичная красивая фраза поэта и вдруг выпрыгнула через уста, радостная, живая и благодарная тому, кто её помнит и бережёт, как первый благоуханный цветок в саду.
Собирать урожай, бросая финики в ведро, обыденно и просто: в конце концов, это же не картошка. На такой случай есть у меня лукошко, подаренное дочерью. Оно не обычное, круглое, а продолговатое, с ручкой-дугой посередине. Искусный мастер делал его с душой: вертикальные полосы чередуются по цвету — одна тёмно-коричневая, другая посветлее, бежевая. Лоза гладкая и блестящая, на ручке — чуть шероховатая. А как же! Чтоб не выскользнула ненароком даже из слабой неуверенной руки!
В хорошем приподнятом настроении отправляешься в ещё влажный от вчерашнего дождя сад. Унаби — невысокий кустарник. Доставать и гнуть его ветви легко и просто. Под плодами в листьях гнездятся маленькие, чуть острые шипы, они не колют, а почти массируют кожу рук: это тебе, хозяйка, для удовольствия и здоровья, только не бросай нас на растерзание холодному ветру с ледяным дождём.
Китайский финик созревает не сразу: примерно половина ягод толстенькие, беловато-зелёного цвета, ими ещё можно полакомиться; другие — уже сморщенные, коричневого цвета, эти пойдут для компота.
И вот моё лукошко почти полное: радуют глаз разноцветные скользящие ягоды, подаренные нам бережливым августом для здоровья и радости! Поёт душа, переполненная чувством довольства и нежности, смеются и блестят на солнце продолговатые «дамские пальчики» заморских фруктов, благодарные человеку за то, что оказались нужными ему.
Лучше, чем И.Бунин, о состоянии души человека в часы общения с живой природой не скажешь: «Как свежо и росисто и как хорошо жить на свете!»
Сентябрь, 2010 г.
|
</> |