Осеннее кино: благовест ближнего прицела
sacai — 22.09.2023В прошлый раз я рассказал о новинке, что еще снимается. Но, кроме новинок, есть и что-то, незаслуженно забытое или пропущенное. Так другая новинка привела к старой (три года в современном кинематографе не то чтобы очень, но давно), но очень сильной истории.
На эту историю я наткнулся в поисках современного киберпанка, который при этом был бы еще и хоть на толику научным
Но, конечно, это не киберпанк вовсе.
Если верить аннотациям, которые во множестве были опубликованы в год выхода, сериал «Devs» (да, именно так его назвали на Кинопоиске, и это, внезапно, правильно) представляет собой экшн об американских хакерах (хороших) и русских спецслужбах (плохих). На деле же это камерная, в обоих смыслах, неспешная философская драма. И экшна там совсем немного, но он двигает сюжет. В единственно правильном направлении.
Ведь это история о предопределенности
И это не сериал в общепринятом смысле. Это многосерийный телефильм. Создатель фильма, Алекс Гарланд, попытался утрамбовать смыслы в кинотеатральный хронометраж в «Ex machina». Результат был немного предсказуем, и в формате восьмичасовой ленты идея наконец раскрылась.
«Devs» рассказывает о могуществе и слабости искусственного интеллекта. Но не только
Конечно, иногда символизм бьет из кадра очень веско и
полметра мимо прямо в лоб. Повествование построено по образу и
подобию Евангелия, но мессия здесь одержим и безумен
Сюжет двигается строго в предназначенной колее, роль каждого из персонажей известна заранее, точно в истории из Ветхого завета. Но сотворение мира здесь — побочный продукт
Выбор в условиях отсутствия выбора становится грехопадением, а грехопадение открывает дверь в рай. Но рай не для всех, и рай булгаковский
Он не заслужил света, он заслужил покой
«Devs» не нуждается в переводе, потому что в финале становится очевидным (а потом и озвучивается для тех, кто еще не догадался) еще одно значение, только на другом языке, не на английском. И потому «Разрабы» если и подходит, то лишь к первым двум сериям, в которых хотя бы есть толика производственного фильма об айтишниках.
Во время просмотра меня не отпускало воспоминание еще об одной незаслуженно забытой повести. «Тупик» Савченко — это ведь тоже про детерминизм. И, точно так же, весь детерминизм заканчивается, когда герой делает выбор за рамками прогноза
Все действия имеют последствия. Но не все последствия можно просчитать, когда дело касается человеческого фактора.
Если вы любите неспешное развитие сюжета и внезапные, хоть и предсказуемые, твисты, этот фильм вам понравится.
|
</> |